Авиакатастрофа Ту-104 под Красноярском 30 июня 1962 года

19-08-2023

Катастрофа рейса 902
Общие сведения
Дата

30 июня 1962 года

Характер

попадание зенитной ракеты

Причина

ошибка при выборе цели во время учений

Место

около г. Красноярск, РСФСР, СССР

Погибшие

84 (все)

Раненые

0

Воздушное судно
Модель

Ту-104

Авиакомпания

Аэрофлот

Пункт вылета

Хабаровск

Пункт назначения

Москва

Бортовой номер

СССР-42370

Пассажиры

76

Экипаж

8

Выживших

0

Авиакатастрофа под Красноярском — крушение советского самолета Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот» (СССР) 30 июня 1962 года. Пассажирский самолет, следовавший по маршруту ХабаровскМосква, был ошибочно сбит зенитной ракетой в районе села Маганск Березовского района, Красноярского края. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

Содержание

Обстоятельства катастрофы

Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс № 902 Хабаровск - Москва. На борту находилось 62 взрослых пассажира, 14 детей и 8 членов экипажа, всего 84 человека. Взлет в Иркутске (аэр. Белая) был произведен в 15:53 по московскому времени. Эшелон полета самолёта был 9 000 м. В 16:32 по московскому времени самолет вошел в РДС Красноярск. Фактическая погода в районе РДС Красноярск была следующей: облачность 7-9 баллов кучевая и высоко слоистая, высота верхней границы 9 000 – 9 500 м с последующим понижением до 6 000 м. Опасных метеоусловий не наблюдалось. В 16:50 по московскому времени экипаж доложил удаление 50 км от Красноярска, что подтвердилось наблюдением по обзорному радиолокатору. Затем на неоднократные вызовы экипаж не отвечал и только в 16:53 по московскому времени с борта взволнованным и отчаянным голосом на фоне необычного шума и грохота было передано: «Красноярск, 42…370, следите за мной, смотрите за мной…». Голос позднее был идентифицирован как голос второго пилота. На этом связь прекратилась. Обломки самолета были обнаружены в 28 км восточнее аэропорта Красноярска в равнинной местности с небольшими участками леса восточнее села Вознесенка Берёзовского района. Самолет полностью разрушился при падении, оставив воронку на опушке леса. Разброс обломков составил 200 м. Комиссия установила, что примерно через 1 минуту после доклада экипажа об удалении 50 км самолет перешел в режим, близкий к экстренному снижению. В дальнейшем самолет либо перешел в сваливание на высоте 7 000 м, либо продолжил разворот со снижением с прогрессирующим креном и перешел в сваливание на высоте 4 000 м. С высоты 7 000 м начиналась облачность. Самолет вышел из облаков на высоте 800 м с удалением от точки падения 3 км. В процессе падения отмечалось вращательное движение вокруг продольной оси. Примерный средний угол наклона траектории к горизонту – 15-20°. Столкновение с землей произошло в перевернутом положении под углом около 40° с небольшой поступательной скоростью с левым креном. Общее время падения составило 2,5 мин. При исследовании трупов погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных тел наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.

Расследование

Сразу после авиакатастрофы место происшествия было оцеплено солдатами. Площадь оцепления оказалась весьма значительной. К расследованию авиакатастрофы приступила правительственная комиссия. Самолёт упал в покрытую лесом ложбину. По сбитым верхушкам сосен комиссия установила, что падал он не вертикально, а по пологой траектории. Задев деревья, фюзеляж лайнера переломился. Этими обстоятельствами и объяснялась большая площадь обломков. В процессе изучения обломков комиссией генерал-майор Зеленский (заместитель начальника конструкторского бюро им. Туполева) обнаружил фрагмент обгоревшей обшивки фюзеляжа с левого борта. Изначально эта часть конструкции находилась в районе 20-го шпангоута у иллюминаторов первого салона. В куске металла зияло отверстие диаметром 20 сантиметров. Причём обгоревшей была не внешняя сторона обшивки, а внутренняя. При этом изнутри фрагмент был механически повреждён. Некий предмет пробил обшивку лайнера и взорвался внутри. Первоначально комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу, сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.

См. также

Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001 года

Ссылки

  • Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Красноярска. airdisaster.ru. Проверено 10 октября 2012.
  • Касаткин, Василий Опасное небо. Красноярский рабочий (17 апреля 2008). Проверено 10 октября 2012.


Авиакатастрофа Ту-104 под Красноярском 30 июня 1962 года.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47