19-08-2023
Катастрофа рейса 902 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
попадание зенитной ракеты |
Причина |
ошибка при выборе цели во время учений |
Место |
около г. Красноярск, РСФСР, СССР |
Погибшие |
84 (все) |
Раненые |
0 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
СССР-42370 |
Пассажиры |
76 |
Экипаж |
8 |
Выживших |
0 |
Авиакатастрофа под Красноярском — крушение советского самолета Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот» (СССР) 30 июня 1962 года. Пассажирский самолет, следовавший по маршруту Хабаровск — Москва, был ошибочно сбит зенитной ракетой в районе села Маганск Березовского района, Красноярского края. Погибли все пассажиры и члены экипажа.
Содержание |
Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс № 902 Хабаровск - Москва. На борту находилось 62 взрослых пассажира, 14 детей и 8 членов экипажа, всего 84 человека. Взлет в Иркутске (аэр. Белая) был произведен в 15:53 по московскому времени. Эшелон полета самолёта был 9 000 м. В 16:32 по московскому времени самолет вошел в РДС Красноярск. Фактическая погода в районе РДС Красноярск была следующей: облачность 7-9 баллов кучевая и высоко слоистая, высота верхней границы 9 000 – 9 500 м с последующим понижением до 6 000 м. Опасных метеоусловий не наблюдалось. В 16:50 по московскому времени экипаж доложил удаление 50 км от Красноярска, что подтвердилось наблюдением по обзорному радиолокатору. Затем на неоднократные вызовы экипаж не отвечал и только в 16:53 по московскому времени с борта взволнованным и отчаянным голосом на фоне необычного шума и грохота было передано: «Красноярск, 42…370, следите за мной, смотрите за мной…». Голос позднее был идентифицирован как голос второго пилота. На этом связь прекратилась. Обломки самолета были обнаружены в 28 км восточнее аэропорта Красноярска в равнинной местности с небольшими участками леса восточнее села Вознесенка Берёзовского района. Самолет полностью разрушился при падении, оставив воронку на опушке леса. Разброс обломков составил 200 м. Комиссия установила, что примерно через 1 минуту после доклада экипажа об удалении 50 км самолет перешел в режим, близкий к экстренному снижению. В дальнейшем самолет либо перешел в сваливание на высоте 7 000 м, либо продолжил разворот со снижением с прогрессирующим креном и перешел в сваливание на высоте 4 000 м. С высоты 7 000 м начиналась облачность. Самолет вышел из облаков на высоте 800 м с удалением от точки падения 3 км. В процессе падения отмечалось вращательное движение вокруг продольной оси. Примерный средний угол наклона траектории к горизонту – 15-20°. Столкновение с землей произошло в перевернутом положении под углом около 40° с небольшой поступательной скоростью с левым креном. Общее время падения составило 2,5 мин. При исследовании трупов погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных тел наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.
Сразу после авиакатастрофы место происшествия было оцеплено солдатами. Площадь оцепления оказалась весьма значительной. К расследованию авиакатастрофы приступила правительственная комиссия. Самолёт упал в покрытую лесом ложбину. По сбитым верхушкам сосен комиссия установила, что падал он не вертикально, а по пологой траектории. Задев деревья, фюзеляж лайнера переломился. Этими обстоятельствами и объяснялась большая площадь обломков. В процессе изучения обломков комиссией генерал-майор Зеленский (заместитель начальника конструкторского бюро им. Туполева) обнаружил фрагмент обгоревшей обшивки фюзеляжа с левого борта. Изначально эта часть конструкции находилась в районе 20-го шпангоута у иллюминаторов первого салона. В куске металла зияло отверстие диаметром 20 сантиметров. Причём обгоревшей была не внешняя сторона обшивки, а внутренняя. При этом изнутри фрагмент был механически повреждён. Некий предмет пробил обшивку лайнера и взорвался внутри. Первоначально комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу, сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.
Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001 года
Это заготовка статьи об авиационной катастрофе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Авиакатастрофа Ту-104 под Красноярском 30 июня 1962 года.