20-10-2023
Катастрофа в районе Канаша | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Падение с эшелона |
Причина |
Самолёт попал в мощный восходящий турбулентный поток |
Место |
близ станции Апнерка Горьковской железной дороги (Вурнарский район, Чувашская АССР, РСФСР, СССР) |
Погибшие |
80 (все) |
Раненые |
0 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
CCCP-42362 |
Пассажиры |
71 |
Экипаж |
9 |
Выживших |
0 |
Внешние изображения | |
---|---|
Фотографии | |
Место катастрофы | |
Бюст Гарольду Кузнецову |
Авиакатастрофа Ту-104 17 октября 1958 года — крушение советского самолета Ту-104А авиакомпании «Аэрофлот» (СССР) в 22 км западнее города Канаш Чувашской АССР около железнодорожной платформы Апнерка, произошедшее в 21 час 00 минут 17 октября 1958 года. Экипаж Гарольда Кузнецова, борт 42362 (регистрация воздушного судна: CCCP-42362). На борту самолета находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов.
Категория рейса — чартерный пассажирский. Пункт вылета — Омск. Пункт назначения — Москва (Внуково). Начальный пункт маршрута — Пекин. Конечный пункт маршрута — Москва (Внуково)[1].
Год выпуска погибшего самолёта — 1958 год. Заводской номер — 86601002[1].
Содержание |
Самолет следовал по маршруту Пекин—Омск—Москва[2]. Из-за тумана в Москве самолету в посадке было отказано. На запасном аэродроме «Горький» погода также не позволяла совершить посадку. После пролёта Казани диспетчер приказал разворачиваться и следовать в пригодный для посадки Свердловск. Так экипаж на высоте 10 000 м начал разворот в сторону запасного аэродрома в Свердловске. В этот момент Ту-104А попал в мощный восходящий турбулентный поток и в положении кабрирования оказался на высоте около 13 000 м, где потерял скорость и перешёл в почти вертикальное пикирование. Произошёл «подхват» — самопроизвольное, не контролируемое экипажем увеличение угла тангажа[2].
Самолет как бы «встал на дыбы», ушёл с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, потерял скорость, свалился на крыло и вошёл в штопор[2]. На высоте 2 000 м экипажу удалось сделать траекторию снижения немного более пологой.
В возникшей ситуации экипаж сделал всё возможное для спасения самолёта, но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину в горизонтальный полёт. Даже тогда, когда стало понятно, что самолёт обречён, командир экипажа Гарольд Кузнецов продолжал без паники, чётко комментировать всё происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю.
Самолёт врезался в землю рядом с железнодорожным полотном близ станции Апнерка Вурнарского района Чувашской АССР, сбив несколько телеграфных столбов[1]. Взрыв упавшего самолета увидел экипаж ИЛ-14, случайно оказавшийся свидетелем трагедии. В 21 час 30 минут командиром корабля самолета ИЛ-14 Л1504 было передано в РДС Казани о том, что экипаж видит горящий самолет на земле, к западу от г. Канаш[3].
Фаза полёта в момент катастрофы — горизонтальный (крейсерский) полёт. Причиной катастрофы также были признаны недостатки в конструкции самолёта[1].
Переданная экипажем информация (при отсутствии бортового параметрического регистратора) позволила внести изменения в конструкцию самолёта, изменить допустимую центровку, уменьшить максимальный эшелон полёта и т. п.; был изменён угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Также была уменьшена максимальная высота полета. Склонность самолета к «подхватам» была сильно уменьшена[2]. В дальнейшем случаев, подобных данной катастрофе, с самолетами Ту-104 не происходило[1]. Без катастроф не обошлось (таких самолетов было построено и летало около 200) — но их причины были уже иными[2].
Все 73 человека, находившиеся на борту, погибли: весь экипаж (9 человек) и пассажиры (65 человек). Жертв на земле не было.
Экипаж:
Видео:
Авиакатастрофа Ту-104 17 октября 1958.