Авианосцы типа «Куин Элизабет»

06-10-2023

Шаблон:Военный корабль Авианосцы типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers) — английские авианосцы, известные также под кодовым названием CVF[1] (Future Aircraft Carrier, «Будущий авианосец»), строящиеся на замену ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales). По состоянию на октябрь 2010 года планируется «Куин Элизабет» ввести в строй в 2020 году, а «Принц Уэльский» законсервировать в низкой степени готовности[2]. Интерес к постройке одного авианосца этого типа проявила Франция.

Содержание

Подрядчики

В январе 2003 года Министерство обороны Великобритании объявило, что главным подрядчиком строительства авианосцев выступит английская компания BAE Systems, а ключевым поставщиком — французская Thales UK, которые заключили между собой партнёрское соглашение, известное как Future Carrier Alliance[3].

В феврале 2005 года в альянс вошла компания Kellogg, Brown & Root UK (KBR), которая выполняет функции интегратора и отвечает за оптимальную стратегию производства. В том же году в альянс вошли компании VT Group и Babcock.

В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительство, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи — верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

В апреле 2006 года были заключены контракты с членами альянса: KBR, BAE Systems Naval Ships, Thales UK, VT Group, Babcock и BAE Systems.

В июле 2007 года Министерство обороны одобрило финансирование второго этапа строительства в объёме более 3 млрд фунтов. В это же время BAE Systems and VT Group объявило о предстоящем создании 1 июля 2008 года совместного предприятия BVT Surface Fleet Ltd., которому предстояло выполнить роль главного подрядчика. 3 июля 2008 года Министерство обороны подписало контракт с BVT и другими членами альянса на строительство двух авианосцев. Первые технологические операции[4] были произведены на верфи Babcock Rosyth в 2009 году. Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи — верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций.

Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками. Компания BAE Systems Insyte (в прошлом — Alenia Marconi Systems) отвечает за поставку БИУС системы C4IS; BMT Defence Systems — корабельные устройства; EDS — системная интеграция, системы жизнеобеспечения; Lockheed Martin — программный менеджмент, оборудование; QinetiQ — компьютерное моделирование и тестирование; Rolls-Royce — двигательная установка; Strachan & Henshaw — системы утилизации, складирование боеприпасов; Swan Hunter — монтаж; VT Group — корабельные устройства, монтаж, системы жизнеобеспечения. Компания Brand-Rex Limited of Scotland получила контракт на производство волоконной оптики. Управление проектом было поручено компании Alfred-McAlpine — IT Services, Fluid Transfer International — производство топливных систем, Salt Separation Services — осмотические опреснительные установки на 500 т воды в сутки. В январе 2008 года компания Babcoc получила 35 млн фунтов на модернизацию верфи. Был приобретён самый крупный в Великобритании мостовой кран «Голиаф».

Компания KBR, завершив своё участие в проекте на этапе проектирования, объявила о выходе из альянса.

В декабре 2008 года министерство обороны объявило, что планируемые сроки вступления в строй двух авианосцев (2014 и 2016 годы соответственно) буду отодвинуты на два года (2016 и 2018), чтобы увязать их со сроками поставки самолётов F-35B.

В январе 2009 года компания VT Group объявила о продаже доли в компании BVT Surface Fleet своему партнёру BAE Systems, с согласия Министерства обороны. 2 марта 2009 года производственная программа была перераспределена. Монтаж нижних блоков секций 3 и 4 был передан верфи BVT Clyde, а спонсоны — верфи Babcock Marine.

В декабре 2005 года Франция предложила Великобритании участвовать в разработке перспективного французского авианосца PA2 на базе проекта «Куин Элизабет». По договорённости с Великобританией, Франция оплачивала треть расходов этапа проектирования. Меморандум о намерениях был подписан в марте 2006 года. Решение о строительстве нового французского авианосца будет принято не ранее 2011 года.

В октябре 2010 года опубликована Стратегия национальной обороны и безопасности Великобритании согласно которой авиагруппа «Куин Элизабет» будет состоять из F-35C с вводом в строй в 2020 году. «Принц Уэльский» будет законсервирован на низкой степени готовности[2].

Корпус

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ[3]. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Предложения по мерам защиты (бортовая броня и бронированные переборки) были отклонены из-за недостатка средств. Joint combat aircraft operations

Авиагруппа

Штатным самолётом «Куин Элизабет» будет истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолёты F-35C, вертолёты EH101 Merlin и вертолёты ДРЛО[3].

Авианосец рассчитан на 420 самолёто-вылетов в течение 5 дней с возможностью ночных операций. Максимальная интенсивность вылетов — 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлёта самолётов составляет 24 самолёта за 15 минут, посадки — 24 самолёта за 24 минуты.

В настоящее время в качестве основной машины ДРЛО в ВМС Великобритании используется вертолёт the Sea King ASaC mk7. Применение самолётов ДРЛО на авианосце «Куин Элизабет» не предполагается. Контракты на проработку различных вариантов вертолётов ДРЛО получили в мае 2006 года компании Lockheed Martin UK (модернизация вертолёта EH101 Merlin), AgustaWestland (продление срока службы вертолётов the Sea King ASaC mk7) и Thales UK (разработка нового вертолёта ДРЛО на основе Sea King ASaC mk7). Наиболее вероятно, что будут использованы вертолёты Sea King с продлением их срока службы с 2017 до 2022 года.

Ангар размером 155 х 33,5 х 6,7 м будет вмещать до 20 самолётов и вертолётов.

Надстройки

В отличие от традиционных авианосцев, на «Куин Элизабет» предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней — управление полётами [3].

Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такую критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

Электронное оборудование

На передней надстройке будет располагаться многофункциональный радар Insyte Sampson, а на задней — радар воздушного обзора Insyte S1850M компании BAE Systems [3].

Основным элементом радара Sampson является вращающаяся антенна с двумя фазированными решётками, которые обеспечивают электронное сканирование по азимуту и углу места, обеспечивая полное покрытие верхнего полупространства. Радар расположен на пирамидальной мачте внутри сферического радиопрозрачного кожуха.

S1850M — многолучевой радар воздушного обзора, работающий на частотах 1—2 ГГц, обеспечивающий автоматическое обнаружение и сопровождение целей для возвышения места от 0 до 70°.

Авианосец будет также оснащён радаром средней дальности нового поколения ARTISAN 3D диапазона E/F, разработанным компанией BAE Systems Insyte совместно с QinetiQ и предназначенным для замены радара типа 996.

Системы опознавания «свой-чужой» заказаны компании Selex Communications в октябре 2007 года.

Палуба

Палуба авианосца обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов [3]. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Использование катапульт и аэрофинишёров в первоначальном проекте не предполагается, однако возможна установка паровой или электромагнитной катапульты и гидравлического аэрофинишёра в случае применения в будущем самолётов горизонтального взлёта. Палуба имеет три взлётные дорожки: две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Площадь палубы составляет 13 000 м². В кормовой части палубы предусматриваются одна или две точки для вертикальной посадки F-35. Газоотбойники устанавливаются в начале каждой из двух коротких взлётных дорожек и, возможно, у стенки передней надстройки. Из ангара на полётную палубу и обратно самолёты перемещаются двумя 70-тонными бортовыми элеваторами компании McTaggart Scott. Один из них расположен между надстройками, второй — в корму от задней надстройки.

Компания QinetiQ совместно с ВМФ США проводит исследовательские работы по созданию электромагнитной катапульты для новой серии американских авианосцев типа «Джеральд Форд». Ожидается, что 90-метровая катапульта потребует линейного электродвигателя мощностью 90 МВт. Выбор типа катапульты для возможной модернизации авианосца отложен до демонстрации прототипа.

Вооружение

В первоначальном проекте не предусматривается установка вооружения, в том числе средств ПВО самообороны, однако зарезервировано место под две 16-контейнерные установки вертикального пуска зенитных ракет «Астер» [3].

Двигательная установка

По решению министерства обороны на авианосце решено не использовать атомную двигательную установку ввиду её значительной стоимости. В качестве основного двигателя используется интегрированнная электрическая двигательная система (Integrated Electric Propulsion, IEP) компании Роллс-Ройс. Контракт на поставку системы был заключён в октябре 2008 года [3].

Установка будет состоять из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и и четырёх дизелей суммарной мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть корабля и питают два электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Дизели типа Wärtsilä 38 (по два 12-цилиндровых и два 16-цилиндровых для каждого корабля) заказаны в компании Wärtsilä Defence в декабре 2007 года.

Компания L-3 Communications поставляет интегрированную систему управления электроснабжением, Converteam — высоковольтную систему, преобразователи напряжения и электромоторы.

На авианосце будут установлены два 33-тонных бронзовых винта диаметром 6,7 м. Якоря имеют высоту 3,1 м и весят 13 т.

Топливные танки вмещают 8600 т горючего для двигательной установки и топлива для самолётов.


Примечания

  1. Aircraft Carrier Designations. на сайте www.aerospaceweb.org. Проверено 23 июля 2010.).
  2. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок defnews не указан текст
  3. ↑ Queen Elizabeth Class (CVF), Royal Navy Future Aircraft Carrier, United Kingdom.
  4. То есть опреации, связанные с механической обработкой материала, которые в англоязычной литературе называются «first metal cut» (первый разрез металла). Строго говоря, это не является началом строительства, так как ему предшествует продолжительная стадия проектирования.

Ссылки

  • Queen Elizabeth class factsheet (Ministry of Defence)
  • Royal Navy Future Aircraft Carrier
  • Naval-Technology
  • Navy Matters
    • Construction sequence diagrams
  • CGI sequence showing carriers' assembly
  • Future aircraft due for service in the Royal Navy
  • Royal Navy news site on the Queen Elizabeth class


Авианосцы типа «Куин Элизабет».

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47