Акакианская схизма

29-07-2023

Акакиа́нская схи́зма (греч. Ακακιανά σχίσματα) — в христианстве 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона, назван по имени константинопольского патриарха Акакия. Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства.

Возникновение раскола

В 482 году у Акакия возник конфликт с новым александрийским патриархом Иоанном I, который был вынужден бежать в Рим, ища защиту у римского папы Феликса III. При поддержке Акакия александрийскую церковь возглавил монофизит Петр Монг, подписавший «Энотикон» императора Зенона — объединительное послание к Александрийской церкви, написанное при участии Акакия. Этот документ является не столько вероучительным, сколько церковно-политическим, его целью было укрепление государства путём урегулирования церковных споров с монофизитами через предоставление им ряда уступок.[1]

Узнав о возведении Петра Монга на александрийскую кафедру, папа Феликс III направил своих легатов в Константинополь с посланием к императору в отношении действий патриарха Акакия, но легаты были арестованы и под давлением властей согласились служить вместе с Акакием в момент внесения в диптихи имени монофизита Петра Монга. Об этом монахами-акимитами было донесено в Рим.[2] Папа воспринял действия Акакия как измену халкидонскому вероучению и 22 июля 484 года собрал в Риме собор из 77 епископов и низложил патриарха Акакия:

Ты лишён священства, отлучён от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властию апостольскою, носителями каковой мы являемся.[2]

— Отлучительное послание папы Феликса III

Отлучительное письмо папы было тайно доставлено в Константинополь, и один из монахов-акимитов смог приколоть его копию к омофору патриарха за богослужением в соборе Святой Софии.[3] После этого имя папы Феликса было вычеркнуто из диптихов и начался 35-летний разрыв между Западной и Восточной церквями.

Преодоление раскола

Последующие римские папы в течение 35 лет требовали от Константинополя открытого признания Халкидонского собора и анафемы патриарху Акакию и Петру Монгу. Позднее это требование распространилось и на преемников Акакия — патриархов Македония II и Евфимия, которые сами хотя и вели борьбу с монофизитами и были изгнаны за это со своей кафедры, но не осудили патриарха Акакия.[1] После прихода к власти императора Юстина I в Константинополе 6 июля 518 года была провозглашена анафема монофизитам и совершено торжественное прославление памяти отцов Халкидонского собора. 20 июля этого года под председательством патриарха Иоанна II состоялся поместный собор Константинопольской церкви, на котором были приняты следующие решения:[4]

  • восстановить в диптихах имена патриархов Евфимия и Македония II и перенести их останки в Константинополь (сами патриархи были прославлены в лике святых);
  • возвратить на кафедры всех епископов, сосланных за поддержку Евфимия и Македония;
  • внести в диптихи четыре вселенских собора и имя папы Льва Великого;
  • предать анафеме Севира Антиохийского.

После этого решения начались переговоры с Римом по устранению раскола. Перед Пасхой 519 года в Константинополь прибыли легаты папы Гормизда: епископы — Иоанн и Герман, пресвитер Бланд, и диаконы — Феликс и Диоскор. Путь послов в Константинополь имел форму триумфального шествия. Легаты привезли патриарху Иоанну II папское послание, получившее название «formula Hormisdae»:

…апостольский престол всегда хранит кафолическую веру ненарушимою. Итак мы, желая не отпадать от сей веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси. Подобным образом анафематствуем Акакия, некогда епископа города Константинополя, сделавшегося последователем тех и соучастником, и всех пребывающих в общении с ними и в участии… Надеюсь, что я пребуду с вами в том едином общении, которое проповедует апостольский престол… Обещаю на последующее время не сообщаться с отлученными от общения кафолической церкви, то есть с несоглашающимися во всем с апостольским престолом, мы обещаем не вспоминать имена их при священнодействиях. Если же когда-либо попытаюсь усомниться в чём из моего исповедания, то исповедую, что я, чрез собственное осуждение, становлюсь соучастником тех, которых осудил.[4]

28 марта 519 года патриарх на престоле Святой Софии поставил свою подпись под formula Hormisdae и в присутствии легатов вычеркнул из диптиха имена Акакия и его преемников, а также императоров Зинона и Анастасия. Единственной уступкой, которая была сделана для Константинопольской церкви, было сохранение в диптихах имён патриархов Евфимия и Македония II.

Этим был преодолён церковный раскол, но не все епархиальные архиереи согласились с таким решением. Когда легаты возвращались в Рим через Салоники, то епископ фесалоникийский Дорофей, викарий римского папы, состоящий при этом в общении с константинопольской церковью, собрал подвластных ему епископов и высказался, что formula Hormisdae угрожает вере. Это вызвало народные волнения, в которых папский легат Иоанн был ранен.[4] На требования папы направить Дорофея на суд в Рим Константинополь ответил отказом и после допроса у патриарха и императора вернул его на фесалоникийскую кафедру.

Примечания

  1. ↑ Акакианская схизма (статья в «Православной энциклопедии»)
  2. 1 2 Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин, 2004. С. 389
  3. Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин, 2004. С. 390
  4. ↑ Болотов В. В. Лекции по Истории Древней Церкви

Акакианская схизма.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47