08-06-2023
Александр Володин | ||||||
Имя при рождении: |
Александр Моисеевич Лифшиц |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | ||||||
Место рождения: | ||||||
Дата смерти: |
17 декабря 2001 (82 года) |
|||||
Место смерти: | ||||||
Гражданство: | ||||||
Род деятельности: | ||||||
Язык произведений: | ||||||
Награды: |
|
|||||
Алекса́ндр Моисе́евич Воло́дин (настоящая фамилия — Лифшиц; 10 февраля 1919 — 17 декабря 2001) — русский драматург, сценарист и поэт. Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь». Член ВКП(б) с 1949 года.
Содержание |
Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом Александр Володин, родился в Минске[1], но с пяти лет жил в Москве у своего дяди — врача[2]. Ещё в детстве Александр увлёкся театром, вероятно, под влиянием старшего брата — актёра Студии А. Дикого[2]; тем не менее после окончания средней поступил в Московский авиационный институт, который бросил через полгода[1]. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал русский язык и литературу в школе в деревне Вешки Московской области[2].
В 1939 году Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два месяца получил повестку в армию[1]. В годы Великой Отечественной войны был связистом и сапером, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.
После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС — поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1949 году[3]; учился в мастерской Е. Габриловича, но своими главными учителями называл В. Юнаковского и А. Сазонова[1].
В 1949—1956 годах работал в качестве редактора и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 — старший редактор и член худсовета киностудии «Ленфильм».
В начале 50-х годов Александ Володин писал рассказы, первый сборник вышел в 1954 году. Как драматург дебютировал в 1955 году пьесой «Фабричная девчонка»; поставленная в 1956 году в Ставропольском театре и в 1957 в Центральном театре Советской Армии, пьеса вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр»[3]. Тем не менее «Фабричная девчонка» с успехом шла во многих театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а также за рубежом[2].
Вторую пьесу начинающего драматурга, «Пять вечеров», принял к постановке Большой драматический театр им. Горького. Зинаида Шарко, ставшая первой и легендарной володинской Тамарой, рассказывала, как автор читал свою пьесу перед труппой театра: «Через каждые пять минут он останавливался и говорил: „Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано»[4].
Спектакль, поставленный Георгием Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни. Много лет спустя Анатолий Эфрос вспоминал: «Я как-то не думал раньше, что из-за спектакля можно специально поехать в другой город. Но все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле „Пять вечеров“ у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать… Я с восхищением наблюдал, как необычайно простыми средствами достигался высокий эмоциональный и смысловой эффект»[5].
Если товстоноговские «Пять вечеров» стали откровением и для самого драматурга, то постановка пьесы в «Современнике» его разочаровала. Олег Ефремов, поставивший спектакль и сыгравший в нём Ильина, рассказывал: «Мы попытались решить пьесу как сказку, сделали голубые декорации, все было искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины»[6].
Противники обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам»[1]; даже в художественном совете БДТ пьесу приняли далеко не все[2].
Последовавшие за «Пятью вечерами» пьесы «Моя старшая сестра» (впервые поставленная в БДТ) и «Назначение» также находили и горячих сторонников, прежде всего зрителей, и принципиальных противников. В Володине нашли своего драматурга Георгий Товстоногов в Большом драматическом и Олег Ефремов в «Современнике», где, кроме «Пяти вечеров», шли его пьесы «Моя старшая сестра» и «Назначение», но в середине 60-х годов Товстоногов, посвятивший защите Володина немало страниц в своей книге «О профессии режиссёра», был вынужден констатировать: «Вместо того чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы сделали всё, чтобы он просто ушёл из театра»[7].
Александр Володин удалился в кинематограф, где дебютировал ещё в 1962 году как автор сценария короткометражного фильма «Прошлым летом». Второй фильм, к которому Володин написал сценарий, «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, получил приз «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1966 году.
Менялась атмосфера в стране, менялось восприятие, и осуществлённая Георгием Натансоном в 1966 году экранизация пьесы «Моя старшая сестра» уже не вызвала прежнего столкновения мнений, как и другие, более поздние экранизации, в том числе «Пять вечеров» Никиты Михалкова. То, что киноверсиям пьес Володина сопутствовал успех, А. Варламова считает неслучайным: «У него всегда наличествует принципиально важный для поэтики кинематографа лейтмотив „потока будней“, в который погружены, то вырываясь из его плена, то вновь оказываясь подхваченными его течением, володинские персонажи. Вернее, здесь не присутствуют „будни“ в тяжеловесном бытовом воплощении, а дана их лаконичная музыкальная, мелодическая формула»[8].
Получив признание в кинематографе, Александр Володин в начале 70-х годов вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская», с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во МХАТе, как режиссёр и как актёр, сыграв рыцаря Печального Образа[9].
Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по его сценарию фильм «Дочки-матери», Георгий Данелия — знаменитый «Осенний марафон».
Кроме пьес и киносценариев, Александр Володин писал стихи и прозу — главным образом мемуарного характера.
Умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти драматурга А. М. Володина.
Сюжеты из повседневной жизни в пьесах «Фабричная девчонка» (постановка 1956), «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1961), «Ящерица» (1982), «Блондинка» (1984) и другие обнажают социальные, нравственные, психологические конфликты современного писателю общества.
Пьесы Александра Володина | |
---|---|
Фабричная девчонка • Пять вечеров • Назначение • Старшая сестра • Ящерица • Блондинка • С любимыми не расставайтесь |
Александр Лифшиц.