Алексий (Дородницын)

07-09-2023

Архиепископ Алексий
Архиепископ Владимирский и Шуйский
до 24 марта 1916 года — Владимирский и Суздальский
20 июля 1914 — 10 августа 1917
Церковь: Православная Российская Церковь
Предшественник: Николай (Налимов)
Преемник: Сергий (Страгородский)
Епископ Саратовский и Царицынский
17 января 1912 — 20 июля 1914
Предшественник: Гермоген (Долганёв)
Преемник: Палладий (Добронравов)
 
Имя при рождении: Анемподист Яковлевич Дородницын
Рождение: 2 (14) ноября 1859(1859-11-14)
село Успенское, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя
Смерть: 1919 год(1919)
Новороссийск, Черноморская губерния, РСФСР
Принятие монашества: 1902
Епископская хиротония: 30 мая 1904

Архиепи́скоп Алекси́й (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын; 2 (14) ноября 1859, село Успенское, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния — ноябрь 1919, Новороссийск) — епископ Православной Российской Церкви (разных юрисдикций), архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов.

Содержание

Биография

Родился в семье дьячка Екатеринославской епархии. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.

В 1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером Херсона.

В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого».

В 1891 году был утверждён Святейшим Синодом в учёной степени магистра богословия.

В марте 1902 года был пострижен в монашество с именем Алексий и в том же году рукоположён во иеромонаха; в августе назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии.

В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть впервые для Харькова совершавшееся торжество.

С 18 июля 1905 года епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии.

С 27 августе того же года — епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии; 5 сентября был назначен ректором Казанской Духовной Академии.

С 17 января 1912 года — епископ Саратовский и Царицынский.

Состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.[1]

20 июля 1914 года — архиепископ Владимирский и Суздальский (с 24 марта 1916 — Владимирский и Шуйский).

Весною 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удаления архиерея за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину. Святейший Синод был вынужден уволить его на покой и назначить выборы епископа, по результатам которых Владимирскую кафедру занял архиепископ Сергий (Страгородский).

Осенью 1917 года самовольно поселился в Киево-Печерской лавре и, при поддержке Центральной Рады, пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине, возглавив в конце 1917 года Всеукраинскую церковную раду, почётным председателем которой он был избран.[2] 7 января 1918 года за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором,[3] проходившим под председательством митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) († 25 января 1918). Выступал против последнего; однако новым митрополитом Киевским и Галицким после митрополита Владимира был избран не он, а митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий).

Скончался в 1919 году в Новороссийске; был отпет архиепископом Евлогием (Георгиевским).

Труды

  • Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., 1891. (Магистерская диссертация);
  • Опыт противоштундистского катехизиса. Екатеринослав, 1889.
  • Шалопутская община. М., 1891; Казань, 1906.
  • Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903.
  • Византийские церковные мистики XIV века. Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит. Казань, 1906, «Православный собеседник».
  • Мораль Талмуда. // «Голос Церкви». 1913, декабрь, стр. 48—57.

Примечания

  1. Казанский отдел Русского собрания на сайте «Хронос».
  2. ВСЕУКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ РАДА
  3. ВСЕУКРАИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1918 г.

Литература

  1. Алексий (Дородницын). Православная энциклопедия. М., 2000, Т. I, стр. 665—666.

Ссылки

  • Алексий (Дородницын) на сайте «Русское Православие»
  • Алексий (Дородницын) на сайте hrono.ru

Алексий (Дородницын).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47