Альтернативная служба в Республике Беларусь

29-04-2023

Правовой институт, закрепленный в законопроекте «Об альтернативной службе», разработанном молодежной организацией «Гражданский форум» и внесенном в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь депутатом Владимиром Новосядом 23 февраля 2004 г., предполагающий, что, если убеждения или вероисповедание гражданина не позволяют ему держать в руках оружие, закон должен обеспечить человеку право на альтернативную службу, например, когда молодые люди хотят служить своему Отечеству, помогая одиноким больным или престарелым людям в службах соцпомощи, больницах[1]. Данное понятие, используемое в Беларуси, практически равнозначно термину «Альтернативная гражданская служба» в законодательстве Российской федерации.

Право на выбор в пользу данного вида повинности вытекает из Конституции Республики Беларусь, дающей возможность каждому гражданину право на альтернативную службу. Так ст. 57 Конституции закрепляет, что «Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом»[2].

По этому проекту срок альтернативной службы предполагался двадцать семь месяцев, а для лиц, имеющих полное высшее образование, — восемнадцать месяцев, что в полтора раза превышает срок срочной военной службы[3] Проект закона выделял четыре категории призывников:

  • верующие, которые отказываются брать в руки оружие (однако альтернативная служба предусмотрена только для членов зарегистрированных религиозных организаций и только при наличии письменного ходатайства религиозной организации),
  • дети из многодетных семей, где родителям необходима поддержка сына,
  • призывники, имеющие в своей биографии судимость (рассчитывали, что это ограничит распространение в казармах тюремных нравов и принципов, в частности, «дедовщины». А во-вторых, это своеобразное предоставление вернувшейся из зоны молодежи «первого рабочего места»),
  • лица призывного возраста, признанные негодными к срочной военной службе в мирное время по состоянию здоровья (кроме инвалидов I, II, III групп)[4]

19 декабря 2004 г. данный законопроект был отклонен Парламентом из-за позиции Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей[5] и возражений Министерства обороны, в которых содержалось опасение, что если для альтернативной службы будут созданы более благоприятные условия, чем для срочной военной службы (службы в резерве), «то для лиц, не желающих ее проходить, появляется повод уклониться путем вступления в религиозные конфессии пацифистского характера. Тем самым возможно искусственное создание угрозы для разрушения ментальной основы общества, а следовательно, для национальной безопасности государства»[1].

До настоящего момента альтернативная служба в Беларуси введена не была.

См. также

Примечания

  1. ↑ Альтернативы «ментальным основам» (В. Довнар, «Белорусская деловая газета» № 50 (467) от 20.12.04)
  2. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
  3. Альтернативная служба. Проблемы, проекты, решения.(Елена Фильчукова, Сайт Брестского отделения Республиканской общественной молодежной организации «Гражданский форум» 2003 г.).
  4. Оксана Мытько «Альтернатива штыку и окопу» (Информационно-проблемный еженедельник «7 дней», 2002 год.)
  5. Информация по проекту Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь)

Альтернативная служба в Республике Беларусь.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47