08-05-2023
Альфред Ньюман | |
Alfred Newman | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
17 февраля 1970 (68 лет) |
Место смерти: |
Голливуд, Калифорния, США |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: | |
Награды: | |
IMDb: |
ID 0000055 |
Альфред Ньюман (англ. Alfred Newman; 17 марта 1901, Нью-Хейвен (Коннектикут) — 17 февраля 1970, Голливуд) — выдающийся кинокомпозитор, дирижёр и аранжировщик, а также влиятельный руководитель музыкального отдела кинокомпании «20th Century Fox», 9-кратный обладатель премии «Оскар» за лучшую музыку, один из восьми композиторов в истории мирового кинематографа, получавших эту награду два года подряд.
Содержание |
Альфред Ньюман родился в бедной многодетной семье. Альфред с детства был музыкально одарённым ребенком. Уже в возрасте 5 лет он брал уроки у польского композитора и пианиста Сигизмунда Стоёвского. Чтобы поддержать семью (он был старшим сыном из десяти детей), он подрабатывал тапёром, а также выступая в водевилях как пианист-вундеркинд. Уроки композиции ему преподавал Рубин Голдмарк.
В 20 лет он начал свою карьеру в Нью-Йорке на Бродвее дирижёром мюзиклов Джорджа Гершвина, Ричарда Роджерса и Джерома Керна. Он брал частные уроки также и у композитора Арнольда Шёнберга. В 1930 году он перебрался из Нью-Йорка в Голливуд, чтобы аккомпанировать Ирвингу Берлину в фильме «Дотянуться до Луны», однако Сэмюэль Голдвин и кинокомпания «United Artists» уговорили его остаться.
В 1931 году он полностью написал музыку к своему первому фильму «Уличная сцена». К главной музыкальной теме этого фильма он возвращался ещё несколько раз. Так в фильме «Как выйти замуж за миллионера» Ньюман дирижирует студийным оркестром, тема звучит также в фильмах «Ночной кошмар», «Плач большого города» и «Там, где кончается тротуар».
Начиная с 1940 года в течение 20 лет Альфред Ньюман возглавлял музыкальный отдел кинокомпании «20th Century Fox» и влиял на музыкально-эстетическое оформление кинофильмов. Благодаря ему с кинокомпанией плодотворно сотрудничали такие композиторы как Бернард Херрманн, Хьюго Фридхофер, Алекс Норт и Дэвид Раскин, однако он экспериментировал также и с новыми звукозаписывающими устройствами, записав например для звукозаписывающей фирмы «Mercury Records» несколько пластинок, считавшимися в то время образцом звучания.
Ньюман известен кинозрителю хотя бы тем, что написал знаменитый звук фанфар для логотипа компании в начале каждого фильма, использующийся до сих пор.
Он также разработал так называемую «систему Ньюмана», по которой действие фильма должно синхронизироваться с музыкальным фоном. Последней работой Ньюмана в кинокомпании стал фильм «Самое лучшее» (1959).
После 1960 года Ньюман работает фрилансером, занимаясь, в частности, такими фильмами как «Как был завоёван Запад» и «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» для кинокомпании «MGM».
Он записал серию альбомов с «Capitol Records», включая запись «Вариации на тему „I Got Rhythm“» Джорджа Гершвина.
Он оставался активным до конца жизни, последней работой в кино стал фильм «Аэропорт» для компании «Universal Pictures» в 1970 году, незадолго до его смерти.
Ньюман скончался 17 февраля 1970 года, за месяц до своего 70-летия, из-за осложнения после эмфиземы легких.
Альфред Ньюман был одним из самых уважаемых кинокомпозиторов своего времени. Наряду с такими композиторами как Франц Ваксман, Корнгольд, Макс Стайнер и Миклош Рожа Штайнер занимает видное место в создании традиции киномузыки.
Самые известные работы Ньюмана — это «Грозовой перевал», «Песня Бернадетт», «Плащаница», «Как был завоёван Запад», «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» и «Аэропорт».
Альфред Ньюман был номинирован на «Оскар» 45 раз в течение 20 лет. Его рекорд продержался 36 лет, до 2006 года, пока его не догнал Джон Уильямс (45 раз). 43 номинации из 45 — за лучшую музыку к фильму (самое большое количество раз в этой номинации, у Уильямса только 40) и две — за лучшую песню.
Ньюман занимает второе место по количеству полученных «Оскаров» — 9, больше только у Уолта Диснея — 26. из этих девяти «Оскаров» только один за музыку собственного сочинения, остальные — за музыкальные обработки.
Музыка Ньюмана к фильмам «Ураган» и «Пленник Зенды» был номинирована на «Оскар» еще до того, как эта премия стала присуждаться композиторам. В 1940 году Ньюман был номинирован сразу за четыре фильма. Единственным композитором, добившимся такого же успеха, был Виктор Янг.
За фильм «Аэропорт» он также был номинирован на премию «Золотой глобус» и «Грэмми» (посмертно).
Музыка к фильму «Как был завоёван Запад» заняла 25 место в списке Американского института киноискусства среди лучших фильмов.
Альфред Ньюман был женат на актрисе Марте Монтгомери (1920—2005), у них 5 детей.
В семье Ньюмана много известных людей индустрии кино:
Ньюман также автор многочисленных адаптаций бродвейских и голливудских мюзиклов. Он получил «Оскара» за адаптацию музыки таких известных бродвейских мюзиклов как «Король и я» («Король и я» (1956)), «Камелот» («Камелот» — 1967), «Назовите меня мадам» и голливудских мюзиклов, например, «Мама была в трико» (1947) с Бетти Грейбл.
Он дирижировал оркестром для всех мюзиклов Чарльз Роджера и Хаммерстайна, кроме «Оклахома!» (1955) и «Звуки музыки» (1965), а также единственного их мюзикла «Ярмарка штата», написанного специально для кино, и его римейка.
За сорок лет творчества Ньюман написал музыку более чем к двумстам фильмам. Кроме создания музыкальных сценариев к фильмам, Ньюман руководил музыкальным оформлением множества других кинокартин. Среди них:
Альфред Ньюман.