19-08-2023
Ангара | |
Общие сведения
|
|
---|---|
Страна | Россия |
Семейство | Ангара |
Разработчик | Центр имени Хруничева |
Основные характеристики
|
|
Количество ступеней | |
Длина | |
Диаметр | |
Стартовая масса | |
История запусков
|
|
Состояние | строится |
Места запуска | Плесецк |
Число запусков | 0 |
- успешных | 0 |
- неудачных | 0 |
Первый запуск | планируется в 2013 |
Последний запуск | 0 |
Первая ступень
|
|
Маршевый двигатель | РД-191 |
Тяга | 196/212,6 тс |
Удельный импульс | 311,5/337,4 с |
Горючее | жидкий кислород и керосин РГ-1 |
«Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7»)[1] тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).
Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Содержание |
Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН, созданных в СССР: — «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине, вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда РН стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищенной в 1999 году (в 2001 г. А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).[2]
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.
В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.
Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса — 2005 год и место — УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк» (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:
Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего — на первой ступени керосина, на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171, созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени — РД-0120, использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН — 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») — 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит, в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк.[3]
В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.
В декабре 2007 года завершились 3-х месячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения.[4]
В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (бывший НИИ ХИММАШ, город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) доставлен УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.[5]
29.04.2009 в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний (ХСИ-1) УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 т жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем (ПГС) питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива — жидком кислороде.[6]
18.06.2009 в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания (ХСИ-2) с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего.[6]
30.07.2009 в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[6]
26.11.2009 в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[7]
18.11.2010 в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания — комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед лётными испытаниями.[8]
23.05.2011 межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара»[9]
В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка» успешно провёл заводские испытания первого — агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара»[10] Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.
Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год.[11] Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год, на 2012 год,[12] а теперь уже на 2013 год.[13] На текущий момент это — восьмой перенос первого запуска РН.
Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.[14]
Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс (КРК) «Байтерек», первый запуск которого был запланирован на 2012 год, но затем перенесен на 2014 год. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. По последним данным[15] возможно использование площадки 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран» с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка ещё окончательно не выбрана и никаких работ по её оборудованию не ведется. Не решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте Байтерек со стороны России предполагается в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.
В целом проект «Байтерек» предназначен для коммерческого применения РН Ангара-5, вместо РН Протон-М (после прекращения её эксплуатации), поскольку коммерческие запуски Ангары с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам (Плесецк фактически является военным космодромом) и экономически невыгодны (выводимая масса полезной нагрузки на ГПО существенно меньше, чем Протоном с Байконура). Для российских государственных структур запуски Ангары с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект является исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и Казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.
Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.
Версия | Ангара 1.1 | Ангара 1.2 | Ангара А3 | Ангара А3/КВСК | Ангара А5 | Ангара А5/КВТК | Ангара А7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Первая ступень | 1×УРМ, РД-191 | 1×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 7×УРМ, РД-191 |
Вторая ступень | Бриз-КМ (Бриз-КС) | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | |
Разгонный блок | -- | -- | Бриз-М | КВСК | Бриз-М | КВТК | КВТК-А7 |
Тяга (на уровне земли) | 196 т | 196 т | 588 т | 588 т | 980 т | 980 т | 1372 т |
Стартовая масса | 149 т | 171 т | 480 т | 480 т | 759 т | 790 т | 1154 т |
Высота (макс.) | 34,9 м | 41,5 м | 45,8 м | 55,4 м | 64 м | ||
Полезная нагрузка (орбита 200 км) | 2 т | 3,8 т | 15,1 т | 15,1 т | 25,8 т | 25,8 т | 40,5 т |
Полезная нагрузка (ГПО) | -- | -- | 2,4 т | 3,6 т | 5,4 т | 6,6 т | 12,5 т |
Полезная нагрузка (ГСО) | -- | -- | 1,0 т | 2,0 т | 2,8 т | 4 т | 7,6 т |
Масса полезной нагрузки указана при запуске с космодрома Плесецк (63° с.ш.). РН «Ангара А7» состоит из шести УРМ-1 и одного УРМ-2 (центрального блока увеличенного размера и заправки), должна быть оснащена модернизированными двигателями РД-191 с выдвижным сопловым насадком и не может быть запущена со стартового комплекса, предназначенного для запуска остальных ракет-носителей данного семейства.
Данные приведены по книге В. Е. Гудилина Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.[16]
N п/п | Характеристики | Значение |
---|---|---|
1 | Стартовая масса, т | |
— РН (без КГЧ / с КГЧ) | 611,5/640 | |
— I ступень | 481,53 | |
— II ступень | 129,64 | |
2 | Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. | 26 |
3 | Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т | |
— КВРБ / РБ «Бриз-М» | 4,3/3,2 | |
4 | Масса конструкции РН, т в том числе | 46,6 |
— ускоритель 1 ступени | 33,0 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,66 | |
5 | Масса заправляемых компонентов топлива, т | |
— I ступени (ж. O2 / РГ-1) | 324,4/123,7 | |
— II ступени (ж. O2 / ж. H2) | 99,4/16,7 | |
6 | Рабочий запас топлива | |
— I ступень (ж. О2 / РГ-1) | 317,6/120,77 | |
— II ступень (ж. О2 / ж. H2) | 97,84/16,31 | |
7 | Конечная масса блока, т | |
— I ступени | 40,178 | |
— II ступени | 15,663 | |
8 | Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м | |
— РН (без КГЧ) | 35,25/3х3,9 | |
— ускоритель 1 ступени | 25,44/3х3,6 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,80/3х3,9 | |
— КГЧ | 19,42/4,35 | |
9 | Тяга МД 1 ступени, тс | |
— у Земли / в пустоте | 740/806,4 | |
10 | Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с | |
— у Земли / в пустоте | 309,5/337,2 | |
11 | Тяга МД 2 ступени в пустоте, с | 190 |
12 | Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с | 455,5 |
Аналогом «Ангара А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются «РН Протон» (700 и 4,35-5,6 т соответственно) и разрабатывавшаяся в НАСА Арес-1. «Союз-2» занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара А3».
РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов, доля композитов на 20 % выше, чем в «Протоне-М». Примерно в 2 раза улучшены свойства материалов.[17]
Советская и российская ракетно-космическая техника | ||
---|---|---|
Исторические РН | ||
Эксплуатируемые РН | ||
Разрабатываемые РН | ||
РН на базе МБР | ||
РН на базе БРПЛ | ||
Разгонные блоки | ||
Многоразовые космические системы | Спираль • Буран • Заря • МАКС • Байкал-Ангара • Клипер • ППТС (Русь) |
Ангара (РН).