20-07-2023
Антиохия Заяксартская — город, основанный в III до н. э. на правобережье Яксарта (древнее название реки древнее античное городище (наиболее ранние находки датируются III веком до н. э.) Канка, расположенное в 60 км к юго-западу от современного Ташкента в Аккурганском районе Ташкентской области Узбекистана, неподалеку от населенного пункта «Корик» (бывший совхоз «Ленинизм») недалеко от места впадения реки Ангрен в Сырдарью .
В Средние века это городище было известно под названием Харашќет[1].
По мнению средевекового историка АБУ-Л-КАСЫМ ИБН ХАУКАЛЬM[2] Харашкет являлся вторым по величине городом после Бинкета в местности Шаш[3].
Содержание |
Городище было изучено и описано[4] экспедицией под руководством академика Юрия Бурякова[5]. Было установлено, что на месте городища в конце IV века до нашей эры существовал город. Его остатки с тремя рядами стен, окружающих площадь в 160 гектаров, сохранились среди полей.
Общая площадь городища — около 500 гектаров. Оно выглядит как большой холмистый массив, в дальнем конце которого возвышается на пятьдесят метров конический холм — бывшая цитадель. Помимо цитадели имеется ещё три кольца внешних стен. Произведенные раскопки показали, что древнейшими являются стены третьего шахристана, а не внутреннего, как можно было бы предположить, исходя из логики, что город постепенно разрастался и опоясывался новым и новым кольцом стен.
Сама цитадель дополнительно была защищена серповидным рвом, настолько глубоким, что его по сей день заполняют грунтовые и дождевые воды, отчего в настоящее время вокруг остатков цитадели образовалось непроходимое болото. Единственная имеющаяся дорога к вершине холма (остаткам цитадели) начинается с узкого перешейка и далее поднимается по крутым склонам холма геометрически правильной спиралью.
На вершине холма сохранились остатки четырёх башен и храма религии ариев. В храме некогда поддерживался священный огонь, который никогда не гасился. На территории городища найдены терракотовые статуэтки богини плодородия Анахиты и фигуры животных — вепря и баранов. Фигура барана по мнению историков — это символическое изображение животворящей силы Солнечной Благодати — Фарна. Фигурка вепря возможно связана с культом скифского божества Веретранга, сопровождающего и защищающего солнечного всадника Митру.
Известно, что армия Александра Македонского дошла только до Сырдарьи. И на её берегу Александр основал город, названный Александрия Эсхата (дословно переводится как Александрия Последняя или точнее по смыслу как Александрия Дальняя, по мнению историка Гафурова Б.Г. Александрия Крайняя)[6].
Где точно находилась Александрия Эсхата неизвестно. Связано это с тем, что письменные свидетельства античных авторов о походах Александра на Восток имеют масса неточностей и неясностей, так как большинство авторов этих трудов жили через 100—200 лет после походов Александра.
Некоторые исследователи помещали его в окрестностях узбекского города Бекабада, другие называли местоположение Александрии Эсхата в районе поселка Куркат Ленинабадской области, третьи — район Ферганы.
Две наиболее общепризнанные теории связывают местоположение Александрии Эсхата либо с Худжандом[7], либо именно с Канкой. Однако в настоящее время заложенный археологами на Канке стратиграфический шурф показавает нижние слои только III века до н. э., что противоречит предположению о том, что именно Канка является Александрией Эсхата, заложенной самим Александром Македонским.
В настоящее время историки сходятся во мнении, что наиболее подходящим местом на роль Александрии Эсхата является древняя цитадель в окрестностях города Худжанда[8].
Городище Канка условно принято в настоящее время считать Антиохией Заяксартской, так как она подходит под свидетельство древних историков о том, что вскоре после распада империи Александра Македонского правитель этой части империи — греко-бактрийского царства Антиох послал своего полководца Демодама в поход на заречных саков (скифов), то есть в поход на правобережье Яксарта (Сырдарьи), где он и основал город и заложил святилище Апполона. То есть нижние слои городища III века до н. э. подходят под поход Демодама по времени, и по размерам городища.
Учеными археолгами предполагается[5], что именно здесь располагалась первая столица государства Кангюй, упомянутого китайскими источниками II века до нашей эры.
Ю. Ф. Буряков (Самарканд), выступивший с докладом «К топографии городов древнего Шаша», рассказал об археологических раскопках на территории древней области Шаш, которые, как он считает, позволяют провести локализацию упоминаемых в письменных источниках городов. Существенную помощь при этом оказывает такой фактор, как древние караванные пути. Известно, что существовало два пути, ведшие из Согда в Шаш, — южный и северный. Южный путь по Шашу начинался с переправы через Сырдарью к югу от Бенакета (городище Шахрухия) и далее через Харашкет (городище Канка), Худайнкет (городище Аккурган) шел в долину Чирчика — к Чиначкету пли Шутуркету.
— Вестник древней истории, № 3, 1974 г. В. П. Яйленко «Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1972 г.»
Антиохия Заяксартская.