Апофатизм

26-09-2023

Апофати́ческое богосло́вие (греч. αποφατικος «отрицающий»), или негативная теология — богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познание Бога через понимание того, чем Он не является. В противоположность положительным определениям утверждаются отрицательные: начиная, например, с «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и заканчивая «ничто».

Древнейший иероглиф безымянного Дао

Истоками апофатического богословия можно считать те места в древних мифах, например, вавилонских, где говорится о таинственности и непознаваемости богов. Ясно апофатическое учение было провозглашено в древнеиндийских Упанишадах, Абсолют в них понимается как «не это, не это»[1]. Согласно древнекитайским текстам даосизма, Дао не имеет имени и форм[2]. Идеи о принципиальной непознаваемости конечной реальности также возникают в древнегреческой философии, в частности, неоплатоник Плотин называет Единое «ничем»[3]. Иудаизм считает апофатическое богословие единственно возможной формой познания Бога: при ниспослании заповедей Моисею Бог сокрыт густым облаком[4], а один из тринадцати принципов иудаизма по Маймониду гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия». В православном и католическом христианстве апофатическое богословие (представителями которого явились Дионисий Ареопагит, Григорий Нисский, в эпоху Возрождения — Николай Кузанский) ставится выше катафатического богословия, но не считается единственно возможной формой познания Бога[5]. Арабо-исламское наименование апофатического богословия - "Лахут салби": основными сторонниками отрицательной методологии и противниками антропоморфных представлений о Боге в исламе были мутазилиты (Васил ибн Ата) и суфии[6]. Апофатическое богословие присутствует в современной религиозной литературе, в радикальных вариантах которого отрицается даже понимание Бога (Богини) как начала и творца (матери) мироздания[7].

Примечания

  1. Брихадараньяка упанишада: пер. с санскр. М., 1964.
  2. Лао-цзы. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т.: пер. с др.-кит. М., 1972. Т. 1. Гл. I; XXXII.
  3. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI—IX: пер. с древнегреч. СПб., 2005.
  4. Тора. Шмот, 20:18.
  5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  6. Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абд аль-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Ч. 1: Ислам: пер. с араб. М., 1984.
  7. Попов И. Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. Барнаул, 2010. Гл. 9.

См. также

Апофатизм.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47