Ари Ватанен

14-08-2023

Ари Ватанен
Дата рождения 27 апреля 1952(1952-04-27) (60 лет)
Место рождения Тууповаара
Гражданство  Финляндия
Чемпионат мира по ралли
Годы в ралли 1974 — 1998, 2003
Команды Ford, Opel, Peugeot, Subaru, BMW, Mitsubishi
Этапы 101
Чемпионские титулы 1 (1981)
Побед 10
Подиумов 27
Выигранных допов 527
Очков 518
Первое ралли 1974 Ралли 1000 озёр
Первая победа 1980 Ралли Акрополис
Последняя победа 1985 Ралли Швеция
Последнее ралли 2003 Ралли Финляндия
1981 год. Ford Escort RS Ари Ватанена
Peugeot 405 T16 Ари Ватанена

Ари Пиети Уолеви Ватанен (фин. Ari Pieti Uolevi Vatanen, род. 27 апреля 1952 года, Тууповаара) — знаменитый финский автогонщик и политик. Чемпион мира по ралли 1981 года и единственный гонщик, который 4 раза побеждал в Ралли Дакар в самом престижном классе "Автомобили" (1987, 1989, 1990, 1991). Депутат Европейского Парламента в 1999—2009 гг. Кандидат на пост президента Международной автомобильной федерации (FIA) на выборах 2009 года.[1]

Содержание

Спортивная карьера

Ватанен родился и вырос в Тууповаара в Восточной Финляндии. Дебютным годом в профессиональном ралли для него стал 1970 год. В 1974 он дебютировал в Чемпионате мира по ралли (WRC) на «домашнем» Ралли 1000 озёр. В 1976 и 1980 годах Ватанен выиграл Британский раллийный чемпионат. В 1977 году Ари стал постоянным участником WRC, выступая за рулём Ford Escort RS1800. С 1979 года он стал гонщиком команды Rothmans Rally Team, продолжив пилотировать RS1800. На Ралли Акрополис 1980 года он одержал первую свою победу. С 1979 года до конца 1981 года его штурманом был Дэвид Ричардс, ставший в будущем руководителем компании Prodrive и одним из влиятельнейших персон в мировом автоспорте. В 1982 году Ватанен не защищал свой титул и принял участие лишь в трёх ралли WRC. В 1984 году он подписал контракт с заводской командой Peugeot и выступал за рулём Peugeot 205 Turbo 16. На Ралли Аргентина 1985 года попал в тяжелейшую аварию. На полное выздоровление Ватанену понадобилось 18 месяцев. В 1987 году Ари вернулся в автоспорт и четырежды выиграл Ралли Париж—Дакар в 1987, 1989 и 1990 гг. за Peugeot и в 1991 году за Citroën. В составе команд Peugeot и Citroën выиграл массу внедорожных ралли-рейдов, в частности Мастер-ралли 1996 и 1997 годов.

В 1988 году Ватанен лидировал в Ралли Париж—Дакар, пока его автомобиль не был украден, что вызвало большой скандал. Вместе с Peugeot он также выиграл престижную американскую гонку — Подъём на холм Пайкс-парк.

В 1988 году Ватанен опубликовал автобиографию «Каждая секунда считается» (англ. Every Second Counts), которая сразу же стала бестселлером.

Ватанен выступал в WRC более или менее часто до 1998 года включительно. Он пилотировал автомобиль команды Mitsubishi Ralliart Europe в 4-х ралли 1989 года и в 5-ти — 1990 года. С 1992 по 1993 гг. Ари выступал за заводскую команду Subaru в 11-ти ралли: трижды финишировал 2-м, включая дебютную гонку Subaru Impreza на Ралли Финляндия 1993 года. На следующий год он вернулся к пилотированию Escort, выступая теперь за рулём Ford Escort WRC заводской команды. Лучшими результатами здесь стали третие места на Ралли Аргентина 1994 года и Ралли Сафари 1998 года. На последнем этапе сезона 1998 года — Ралли Великобритания Ватанен выступил за рулём Subaru. Эта гонка стала сотой в карьере Ари Ватанена, после чего он покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности.

Страсть к гонкам Ватанена с возрастом не покинула. В 2003 году за рулём Nissan Ватанен принял участие в Ралли Дакар и финишировал 7-м. В том же году Ари вновь появился в WRC на Ралли Финляндия за рулём Peugeot 206 WRC команды Bozian Racing и финишировал на 11-ом месте. В 2004 и 2005 гг. он снова выступал за рулём Nissan на Ралли Дакар. В последний раз Ари Ватанен принял участие в Ралли Дакар в 2007 году за заводскую команду Volkswagen. На 7-ом этапе он сошёл с дистанции.

Результаты выступлений в WRC

Год Команда Автомобиль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Поз. Очки
1974 Ari Vatanen Opel Ascona 19 POR KEN FIN
Сход
ITA CAN USA GBR FRA
1975 Ari Vatanen Ford Escort RS 1600 MON SWE KEN GRC MOR POR FIN
Сход
ITA FRA
Ford Escort RS 1800 GBR
Сход
1976 Ari Vatanen Ford Escort RS 1800 MON SWE POR KEN GRC MOR FIN
Сход
ITA FRA GBR
Сход
1977 Ari Vatanen Ford Escort RS 1800 MON SWE POR
Сход
KEN
Сход
NZL
2
GRC
Сход
FIN
Сход
CAN
Сход
ITA
Сход
FRA GBR
Сход
1978 Ari Vatanen Ford Escort RS 1800 MON SWE
5
KEN POR
Сход
GRC FIN
Сход
CAN ITA CIV FRA
Marlboro GBR
ДСК
1979 Rothmans Rally Team Ford Escort RS 1800 MON
10
SWE
Сход
POR
Сход
KEN GRC FIN
2
CAN
3
ITA FRA GBR
4
CIV 5 50
Ford Motor Co NZL
3
1980 Publimmo Racing Ford Escort RS 1800 MON
Сход
4 50
Rothmans Rally Team SWE POR
Сход
KEN GRC
1
ARG FIN
2
NZL ITA
2
FRA GBR
Сход
CIV
1981 Rothmans Rally Team Ford Escort RS 1800 MON
Сход
SWE
2
POR
Сход
KEN FRA GRC
1
ARG
Сход
BRA
1
FIN
1
ITA
7
CIV
9
GBR
2
1 96
1982 David Sutton Motorsport Ford Escort RS 1800 MON SWE
2
POR KEN FRA GRC NZL BRA 13 15
MCD / Mobira FIN
Сход
ITA CIV
Rothmans Opel Rally Team Opel Ascona 400 GBR
Сход
1983 Rothmans Opel Rally Team Opel Ascona 400 MON
5
SWE
6
POR KEN
1
FRA 6 44
Opel Manta 400 GRC
4
ARG BRA FIN
Сход
ITA
Сход
CIV GBR
Сход
1984 Peugeot Talbot Sport Peugeot 205 Turbo 16 MON SWE POR KEN FRA
Сход
GRC
Сход
ARG BRA FIN
1
ITA
1
CIV GBR
1
4 60
1985 Peugeot Talbot Sport Peugeot 205 Turbo 16 MON
1
SWE
1
POR
Сход
KEN
Сход
FRA
Сход
GRC
Сход
NZL
2
ARG
Сход
FIN ITA CIV GBR 4 55
1987 Fuji Heavy Industries Subaru RX Turbo MON SWE POR KEN
10
FRA GRC USA NZL ARG 19 16
Ford Motor Co Ford Sierra RS Cosworth FIN
2
CIV ITA GBR
1988 Prodrive BMW BMW M3 MON SWE POR KEN FRA GRC USA NZL ARG FIN
Сход
CIV ITA 0
Ralliart Europe Mitsubishi Galant VR-4 GBR
Сход
1989 Mitsubishi Ralliart Europe Mitsubishi Galant VR-4 SWE MON
87
POR KEN FRA GRC
Сход
NZL ARG FIN
Сход
AUS ITA CIV GBR
5
40 8
1990 Mitsubishi Ralliart Europe Mitsubishi Galant VR-4 MON
Сход
POR
Сход
KEN FRA GRC
Сход
NZL ARG FIN
2
AUS ITA CIV GBR
Сход
16 15
1991 Milk Team Ford Sierra Cosworth RS 4x4 MON SWE POR KEN FRA GRE NZL ARG FIN
7
AUS ITA CIV ESP 22 12
Subaru Rally Team Europe Subaru Legacy RS GBR
5
1992 Subaru Rally Team Europe Subaru Legacy RS MON SWE
Сход
POR KEN FRA GRC
Сход
NZL
Сход
ARG FIN
4
AUS
Сход
ITA CIV ESP GBR
2
11 25
1993 555 Subaru World Rally Team Subaru Legacy RS MON SWE POR KEN FRA GRC
Сход
ARG
Сход
NZL AUS
2
ITA ESP 7 38
Subaru Impreza 555 FIN
2
GBR
5
1994 SMS Ford Escort RS Cosworth MON POR KEN FRA GRC
5
FIN
Сход
ITA GBR
5
9 28
Ford Motor Co ARG
3
NZL
Сход
1996 Ford Motor Co Ford Escort RS Cosworth SWE
Сход
KEN IDN GRC ARG FIN AUS ITA ESP 0
1997 Motorsport Consultancy Ford Escort WRC MON SWE KEN POR ESP FRA ARG GRC NZL FIN IDN ITA AUS GBR
8
0
1998 Ford Motor Co Ford Escort WRC MON SWE KEN
3
POR
5
ESP FRA ARG GRC NZL FIN
Сход
ITA AUS 11 6
555 Subaru World Rally Team Subaru Impreza WRC 98 GBR
Сход
2003 Bozian Racing Peugeot 206 WRC MON SWE TUR NZL ARG GRC CYP GER FIN
11
AUS ITA FRA ESP GBR 0

Результаты выступлений на Ралли Дакар

Год # Кат. Роль Экипаж Команда Автомобиль Финиш Время
(отставание
от победителя)
1987
en
205 авто пилот Bernard Giroux н/д Peugeot 205 T16 1 н/д
1988
en
н/д авто пилот н/д н/д Peugeot 405 T16 н/д н/д
1989
en
н/д авто пилот Bruno Berglund н/д Peugeot 405 T16 1 н/д
1990
en
н/д авто пилот Bruno Berglund н/д Peugeot 405 T16 1 н/д
1991
en
н/д авто пилот Bruno Berglund н/д Citroёn ZX Rallye Raid 1 н/д
2007[2] 308 авто пилот Fabrizia Pons Volkswagen Motorsport Volkswagen Race Touareg Сход н/д

Политическая карьера

Участие в выборах президента FIA

Примечания

  1. Ватанен выставит свою кандидатуру на выборах президента ФИА
  2. 2007 Dakar Rally: List of entrants

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Ари Ватанен
  • Официальный веб-сайт Ари Ватанена  (фин.)  (Проверено 18 июля 2009)
  • Climb Dance at Google Video
  • Профиль в RallyBase  (англ.)  (Проверено 18 июля 2009)

См. также


Ари Ватанен.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47