18-08-2023
Вячеслав Артёмов | ||
Вячеслав Артёмов в 1978, Москва. Фото Дм. Смирнова |
||
Основная информация | ||
---|---|---|
Полное имя |
Вячеслав Петрович Артёмов |
|
Дата рождения | ||
Место рождения | ||
Страна | ||
Профессии | ||
Инструменты | ||
Награды |
|
Вячесла́в Петро́вич Артёмов (род. 29 июня 1940, в Москве) — российский композитор.
Готовился стать физиком, но неожиданно поступил на композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории (класс А. И. Пирумова), а затем в Московскую консерваторию, которую закончил в 1968 году по классу композиции Николая Сидельникова и по классу фортепиано Товия Логовинского. Считает себя приверженцем романтической традиции, хотя испытал самые разнообразные влияния: Прокофьева, русского фольклора, Стравинского, традиционной восточной музыки, Мессиана, Скрябина, Вареза. Работает в области симфонической и камерной музыки.
Артёмов предпочитает не называть свою музыку неопределённым словом «современная». Он использует особый термин для обозначения её включённости в традицию — «musica perennis» (мусика пэрэннис — вечная музыка). Эта музыкальная традиция, которая в своём явственном проявлении существует немногим более четырёхсот лет, имеет своим предметом прежде всего остроту переживаний человека, самую потаённую глубину его существования. Внимание В. Артёмова сосредоточено на мире переживаний не ради них самих, но для достижения сверхреального бытия. Как говорит композитор, «музыка — это единственный истинный путь познания смысла существования».
Артёмов считает музыку наукой — концентрацией душевного опыта и — наряду с астрофизикой — одной из двух главнейших фундаментальных наук: астрофизика расширяет горизонт познания Вселенной, музыка раскрывает глубину и силу духа человека, взаимосвязь его с Мировой Душой. Музыка — наивысшее достижение человеческого духа, «посредник между Богом и человеком», «сгусток духовной энергии, призванной пробудить в человеке нравственное сознание» и «музыка — особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и логических описаний. Она несёт озарение, и этот опыт передаётся непосредственно звуками». «Музыка выражает тайну душевной жизни и через неё — тайну вселенского Бытия. Посредством индивидуальной творческой души раскрывается несказанная тайна Творения, тайна Мировой души» («Основание философии музыки»).
Его музыку исполняли дирижёры — Геннадий Рождественский, Дмитрий Китаенко, Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев, Тимур Мынбаев, Валентин Кожин, Саулюс Сондецкис, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Фёдор Глущенко, Вирко Балей, пианисты — Станислав Бунин, Дмитрий Алексеев, Андрей Диев, Михаил Мунтян, скрипачи Лиана Исакадзе, Олег Крыса, Татьяна Гринденко, Владислав Иголинский, виолончелисты — Йо-Йо Ма, Александр Рудин, органисты — Олег Янченко, Алексей Семёнов, певицы — Лидия Давыдова, Лариса Пятигорская, Марина Мещерякова, Нелли Ли, Елена Брылёва, Любовь Петрова.
В 1975 году стал одним из музыкантов импровизационного ансамбля «Астрея», в который входили также София Губайдулина и Виктор Суслин.
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова его музыка подверглась критике, и Артёмов попал в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов. Однако, несколько позднее, Хренников пересмотрел своё мнение об Артёмове, заявив, что в своём «Реквиеме» он превзошёл Моцарта и Верди (см. цитаты ниже).
Артёмов участвовал во многих европейских фестивалях с 1979 года. Авторские фестивали: «Фестиваль премьер» (1994, Москва), «Артёмов-фестиваль» (1997, Амстердам). Произведения Артёмова выдвигались на госпремии в России и престижные премии в США. Они вышли на 27 компакт-дисках в США, Англии, Германии и России.
Произведения Артёмова выходили в издательствах «Музыка», «Советский композитор», C.F.Peters (Frankfurt). В Москве выходит собрание сочинений Артёмова в 17 томах (вышло 8 томов).
Артёмов — действительный член Российской академии естественных наук, президент Фонда духовного творчества, член Ассоциации современной музыки, кавалер Ордена Дружбы (2010).
Оба цикла симфоний — Симфония Пути и Звезда исхода написаны в новом значительном, возвышенном и сладостном стиле — stile nuòvo grande, sùblime e soave.
Содержание |
«Артёмов — выдающийся композитор. Его „Реквием“ поднял русскую музыку на недосягаемую прежде высоту. Благодаря Артёмову мы не только достигли в этом жанре европейского уровня, но и превзошли его наивысшие достижения — „Реквиемы“ Моцарта и Верди.» (Тихон Хренников, 1988)
«Вячеслав Артёмов занимает особое место в русской музыке… В „Заклинаниях“ он воссоздал поразительный по реальности и яркости звуковой образ первобытной магии. Кажется, что это не сочинённая автором музыка, но где-то реально бытующая и подслушанная им, воскрешённая его надындивидуальной генетической памятью». (Альфред Шнитке, 1983)
«Мастер музыки, десятилетиями окружённый ореолом непризнания, Артёмов доказал собою, что для истинного художника в советской России непризнание — это патент на благородство, высоту чувств и глубину переживаний и одновременно это важнейшее свидетельство духовного безразличия, атрофии нравственного и религиозного чувства и катастрофического опошления нравов в обществе, пережившем многолетнее господство атеизма. В этом смысле можно сказать, что Артёмов намного опередил своё время». (Михаил Тараканов, 1994)
«Мы являемся очевидцами музыки, которая отваживается просто существовать, сияя как солнце, позволяющее нам наслаждаться его теплом. Глубокие религиозные убеждения г-на Артёмова делают его редким явлением среди русских композиторов и включают его в избранную компанию О. Мессиана и раннего К. Пендерецкого на мировой музыкальной сцене». (Octavio Roca. «The Washington Times», 26.01.1992)
«Вячеслав Артёмов признан как наиболее выдающийся композитор его поколения, а для некоторых — он наиболее значительный русский композитор после Шостаковича. Что не нуждается в особенном подчёркивании — это благородство и искренность подлинной духовности, которая пронизывает всё искусство Артёмова». (Robert Matthew-Walker, 1993)
«Артёмов имеет абсолютно ясное и абсолютно неповторимое композиторское лицо. Артёмов приносит славу нашей стране и русскому искусству. Вот Слава, который приносит славу». (Мстислав Ростропович, 1990)
«Артёмов — именно такой композитор, который особенно необходим своей стране в это трудное время…Его музыка и его художественная позиция отражают поиски нового порядка духовных ценностей, который основан на особом значении личности и возвращении к вечным ценностям». (Richard Freed. «Kennedy Center Stagebill», september 1990)
«Я нахожусь под невероятным впечатлением, которое граничит с потрясением, от всего того, что я увидел в его совершенно бездонных партитурах…Каждый звук Артёмова — это сердце, это нервы, это тонкий мелодизм, это какая-то небесная магия…» (Дмитрий Китаенко,1988)
«Артёмов — единственный композитор сегодня, создающий серьёзные монументальные композиции потрясающей силы и красоты. Это — Антон Брукнер XXI века». (Теодор Курентзис, 2011)
Артёмов, Вячеслав Петрович.