13-04-2023
Первый проект планировки Хабаровки (архитектор М. Люблинский) был разработан в 1864 году. Он предусматривал застройку по гребням трёх холмов и пересекающим холмы улицам параллельно реке Амур.
В 1880 году, когда Хабаровка получила статус города, был составлен новый план: центральная часть города определена между Амуром, речками Плюснинкой (заключена в подземную трубу, ныне Уссурийский бульвар), Чердымовкой (заключена в подземную трубу, ныне Амурский бульвар) и Хабаровской улицей (ныне улица Дзержинского). В этом районе размещались административные здания и дома богатых горожан.
Третий план застройки Хабаровска (1893 год) предусматривал развитие планировочной сетки улиц. К началу XX-го века город состоял из 120 редко застроенных кварталов[1].
Четвёртый план застройки города в рамках стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года был принят Хабаровской городской думой в 2006 году.
Содержание |
Этот этап включает время от основания главного военно-сторожевого поста в 1858 году до принятия второго плана развития в 1880 году, когда Хабаровке присвоен статус города. Главная городская магистраль и главная ось города — река[2]. Композиция города задаётся ландшафтом: гребни трёх холмов Военной, Средней и Артиллерийской гор становятся тремя центральными улицами, которым отводится главная роль в композиции плана.
Первые строения города располагались на месте современной гостиницы Интурист[1], построена Иннокентьевская церковь, сначала деревянная, затем каменная. Появляются казачьи казармы на холме — до их пор он называется Казачьей горой. Центральной улицей по первому плану развития города являлась Береговая (ныне улица Шевченко), на узком плато берегового спуска от реки Бари (Чердымовки) до улицы Хабаровской (улица Дзержинского) запроектирован городской сад. В 1872 году построен речной порт[1].
Планировочная структура Хабаровска изменяется. Город поворачивается к новой главной магистрали — железной дороге, начинает расти в глубину по осям трех главных улиц — Тихменевской, Муравьёво-Амурской, Барановской[2]. Город обрастает слободками, возникающими при промышленных предприятиях (Арсенальная, Железнодорожная), или основанных переселенцами из западных губерний Российской империи (Хохлацкая и Дальнехохлацкая)
Здания данного этапа, являющиеся объектами исторического и культурного наследия федерального значения[5]:
Индустриализация привела к возникновению индустриального пояса, четкого разделения промышленных и селитебных территорий. Второй фактор, который начинает определять градостроительный облик Хабаровска — индустриализация самого строительного комплекса. Индустриальный строительный комплекс на территориях сложившейся застройки действует в тактике «выжженной земли». Строительному комплексу не выгодно бережно реконструировать историческою застройку. Дешевле снести. Начинается уничтожение исторической застройки. Строительному комплексу выгодно строить типовые жилищные массивы на пустых и больших пространствах, не учитывая особенности природного ландшафта. Так возникают «спальные» микрорайоны, большие, но «пустые», бедные эстетически и функционально. В соответствии с интересами индустрии развивается транспортное сообщение между районами города. Это сообщения «производство — спальный микрорайон». Транспортная инфраструктура выполняет не функцию общественной связности городских территорий, а функцию обеспечения работы производств.
Здания данного этапа, являющиеся объектами исторического и культурного наследия федерального значения[5]:
До конца 1990-х годов в градостроительстве Хабаровска наблюдалась стагнация. Дело ограничивалось достройкой жилых домов, заложенных в 1980-е годы, строительством небольших торговых центров, косметическим ремонтом центральных улиц города.
С начала XXI века объёмы строительных работ значительно увеличились, построен ряд общественных зданий (цирк, несколько новых храмов, торговые комплексы «НК-Сити», «Большая Медведица», «Эльдорадо»), подвергся коренной реконструкции железнодорожный вокзал (станция Хабаровск-1).
В связи со значительным увеличением личных автомобилей (преимущественно японского производства) построены путепроводы и транспортные развязки на главных магистралях города: Трёхгорная — Тихоокеанская, Карла Маркса — Ленинградская, Карла Маркса — Большая, Краснореченская — Юности, Восточное Шоссе — просп. 60 лет Октября — ул. Ленина, ул. Шелеста — Воронежская — ул. Большая, Запарина — Пионерская; построена автодорога, соединяющая авиагородок и Краснофлотский район; главные городские улицы значительно расширены для автотранспорта.
Начато и продолжается строительство высотных жилых домов методом монолитного непрерывного железобетонного домостроения, на первых этажах зданий размещаются офисы, кафе и супермаркеты; в цокольных и подвальных — автостоянки. Современные «высотки» располагаются преимущественно на пустырях или под них сносится ветхое жильё в центре города. Получает распространение «точечная застройка» — жилые дома до девяти этажей, с двумя-тремя квартирами на этаж.
Значительно развивается коттеджное строительство, зачастую в ущерб природным ландшафтам, сельскохозяйственным угодьям и экосистемам (коттеджи в питомнике плодовых деревьев им. Лукашова).
Под торговые комплексы переоборудуются пустующие цеха заводов и складские помещения.
Это заготовка статьи о Хабаровске. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Архитектура Хабаровска.