Ахмад Дониш

24-05-2023

Ахмад Дониш
перс. احمد دانش‎, тадж. Аҳмади Дониш
Имя при рождении:

Ахмад ибн Мир-Насир

Псевдонимы:

Дониш

Дата рождения:

1827 год(1827)

Место рождения:

селение Сугут,
Бухарский эмират,
ныне Бухарская область Узбекистан

Дата смерти:

1897 год(1897)

Место смерти:

Бухара,
Бухарский эмират, Российская империя

Гражданство:

Бухарский эмират

Род деятельности:

философ, ученый - энциклопедист, просветитель, поэт, прозаик

Язык произведений:

Таджикский

Ахмад Дониш (перс. احمد دانش‎, тадж. Аҳмади Дониш, 18271897) — таджикский мыслитель, просветитель, философ, писатель и поэт, государственный деятель Бухарского эмирата.

Содержание

Биография

медресе Мир Араб в Бухаре

Родился в 1827 году в селе Сугут Шафирканского тумана, входившего в состав Бухарского эмирата.

Ахмад (писал под псевдонимом Дониш, что означает «знание»; у него еще было и прозвище Калла — «Головастый», так называли его не только из-за крупной головы, но и из-за незаурядного ума) родился в семье небогатого муллы Мир Насира. Уже в раннем детстве Дониш проявлял большие способности, имел склонность к поэзии и живописи. Ко времени поступления в медресе он овладел основами арабского языка, прочитал много исторических хроник, писал стихи, украшал своими миниатюрами рукописи. Позже семья переехала в Бухару, где Ахмад Дониш учился в медресе. В эти же годы он прославился среди бухарцев как прекрасный каллиграф, миниатюрист и чертежник.

В середине 50-х годов XIX в. Дониш служил при дворе эмира Насруллы (18271860). Однако вскоре он приобрел известность как ученый и даровитый литератор. Эмир Насрулла назначил его секретарем посольства, отправленного в 1857 г. в Санкт-Петербург для установления дружественных отношений с Россией. Знакомство с русской наукой, техникой, культурой произвели на Дониша огромное впечатление и резко изменили его представления об устройстве общества и государства. Путешествие Дониша в 1869—1870 гг. в Россию в составе второго Бухарского посольства обогатило его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями. После возвращения в 1874 г. из третьей поездки в Санкт-Петербург Дониш написал трактат, в котором изложил программу реформы государственного устройства, и преподнес свое сочинение эмиру. Однако эмир и его окружение, напуганные смелыми предложениями Дониша, вынудили его покинуть двор и, стараясь ограничить его влияние, назначили казием отдаленного района эмирата Гузара. Вдали от Бухары Дониш занимается творческой работой.

В 18801889 гг. он завершает свое главное произведение «Редкостные события». Нравоучительные и философско-этические рассказы, путевые заметки о путешествиях в Россию, включенные в это сочинение, отражали его просветительские идеи. Слава Дониша как ученого, писателя, смелого критика эмирата и толкователя догм ислама еще больше укрепилась среди передовой общественности Бухары, в его честь слагались касыды, его превозносили как главу ученых видные литераторы. Занявший престол Сеид-Абдул-Ахад-Хан (18851910) был вынужден вызвать Дониша в Бухару и, чтобы оказать видимую милость ученому мужу, назначил его библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили Дониша, до конца жизни он оставался непримиримым критиком эмирата.

Произведения

В последнем незаконченном труде, называемом сейчас условно «Исторический трактат», он, старался раскрыть основные проблемы в управлении государством.

Ахмад Дониш в сочинении «Редкостные события» («Наводир-ул-вакое», 1870—1889), особенно в главах «О праве детей по отношению к родителям», «В назидание своим детям», «О правилах супружеской жизни», остро и правдиво разоблачает государственную систему образования, юриспруденцию, экономику.

Осознанием необходимости перемен Дониш опередил свое время. Он выдвинул идею ограничения прав абсолютного монарха путем создания совещательного органа по примеру европейских парламентов, предлагал также создать министерства и упорядочить органы местного управления. Но при этом он не мог отказаться и от поддержки тех традиционных форм управления государством, которые были выработаны в течение многих веков мусульманскими правителями и мусульманской юриспруденцией.

Ахмад Дониш, оказал огромное влияние на развитие передовой общественно-политической мысли народов Средней Азии конца XIX и начала XX в., на развитие реалистической литературы. С. Айни, переживший «духовную революцию» после знакомства с произведениями Дониша, назвал его «яркой утренней звездой на темном горизонте Бухарского эмирата».

Смерть

Ахмад Дониш скончался в 1897 году в городе Бухаре. К сожалению, кладбище, на котором он был похоронен, было разрушено в годы Советской власти.

Память

В советские годы имя Ахмада Дониша было присвоено Институту истории Академии наук Таджикской ССР. 1987.

Одна из улиц Ташкента (Узбекистан) носит имя Ахмада Дониша.

Литература

  • Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Душанбе. 1960.
  • Трактат Ахмада Дониша «История мангытской династии». Перевод, предисловие и примечания И.А.Наджафовой. Душанбе,1967.

Ахмад Дониш.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47