Баку-Пассажирская

23-10-2023

40°22′59″ с. ш. 49°51′12″ в. д. / 40.383056° с. ш. 49.853333° в. д. (G) (O) (Я)

Станция Баку-Пассажирская
Азербайджанская железная дорога
Здание Тифлисского вокзала. XIX век.
Дата открытия:

1880 год

Прежние названия:

Баку I

Код станции:

547112

Код в «Экспресс-3»:

5700001

Баку́-Пассажи́рская (старое название Баку-I) — пассажирская железнодорожная станция в Баку. Станция была построена в 1880 году[1][цитата не приведена 966 дней] со строительством Баку-Сабунчи-Сураханинской железной дороги, и предназначалась для обслуживания пассажирских перевозок. Первое здание вокзала (Тифлисский) была построена к моменту открытия Баку-Тифлисской железной дороги, вторая (Сабунчинский) к строительству Баку-Сабунчи-Сураханинской электрифицированной железной дороги.

Содержание

История

Станция Баку-Пассажирская до 1977 г. располагала двумя вокзальными комплексами, старым Тифлисским вокзалом, построенным в 1883 г. при строительстве Баку-Тифлисской железной дороги, и Сабунчинским вокзалом, построенного в 1926 г. и предназначенного для обслуживания пригородных электропоездов, Баку-Сабунчинской электроветки. В 1976 г. в связи с реконструкцией станции Баку-Пассажирская, здание Сабунчинского вокзала, прекратило свою деятельность по обслуживанию пригородных перевозок, взамен него было построено новое современное здание Бакинского вокзала.

Тифлисский вокзал окончательно был спроектирован 1882 по проекту архитектора Х. К. Васильева, но в начальной стадии проект в мавританском стиле был выполнен профессором Бруни, художником Дриттенпрейсом и другими, являясь плодом коллективного труда архитекторов и художников, и введён в эксплуатацию в 1883 г. Здание вокзала было запроектировано в двух уровнях: двухэтажное со стороны города и одноэтажное — с перрона. На первом этаже вокруг вестибюля сгруппированы кассы, багажное отделение, служебные помещения; на втором — почта, телеграф, залы ожидания и пр. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковёр, завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанно решённый плафон.

В 1926 г. для обслуживания пассажиров электрифицированной Баку-Сабунчинской железной дороги, был спроектирован и построен второй вокзальный комплекс — Сабунчинский вокзал. Архитектура здания также была выполнена в восточном стиле. В 1977 г. станция Баку-Пассажирская подверглась большой реконструкции, при которой было построено новое современное вокзальное задние, тесно примыкавшее к зданию старого Тифлисского вокзала[2].

В настоящее время на станцию прибывают и отправляются с неё только поезда дальнего следования. Пригородные поезда отправляются со станции Беюк-Шор, расположенной в черте Баку

Галерея

Отражение в литературе

Жюль Верн устами Клодиуса Бомбарнака, героя одноименной повести, так описал бакинский вокзал:

…и внушительный железнодорожный вокзал, достойный любого большого города Европы или Америки[3].

Примечания

  1. «Стальной магистрали Азербайджана 100 лет» З. А. Зейналов, Баку, 1980
  2. Железнодорожный вокзал в Баку
  3. Жюль Верн. Клодиус Бомбарнак

Ссылки

  • Баку-Пассажирская на wikimapia.org


Баку-Пассажирская.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47