Башта, Трифон Максимович

22-06-2023

Фотография 1944 года

Трифон Максимович Башта (19041987) — основоположник отечественной машиностроительной гидравлики, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР (1964).

Содержание

Биография

Башта Трифон Максимович родился 14 февраля 1904 года в семье крестьянина в Талалаевском районе Сумской области. В 1914 году семья Трифона Максимовича переезжает в город Ашхабад.

После окончания технического училища железнодорожных машинистов работал с 1922 по 1923 гг. помощником машиниста и машинистом на Среднеазиатской железной дороге. С 1925 по 1930 годы обучался на механическом факультете Киевского политехнического института (КПИ). Также Т. М. Башта закончил заочно Механико-математический факультет Московского государственного университета (1932), а также Институт Красной профессуры при ЦК ВКП(б) (1934). С 1930 по 1931 годы обучался в аспирантуре КПИ по кафедре металлорежущих станков.

С 1932 года Трифон Максимович начал заниматься новой для того времени специальностью — «Гидравлические и пневматические приводы». С 1934 года Башта Т. М. работал в Экспериментальном научно-исследовательском институте металлорежущих станков, где он создал и возглавил Бюро гидравлических передач. На базе руководимого им бюро был в 1935—1936 годах создан завод «Гидропривод» в Харькове.

В 1935 году он получил звание профессора, а в 1936 году защитил докторскую диссертацию. В 1935 году Трифон Максимович был выбран Учёным секретарём технического отделения Академии наук СССР.

В 1938 году Т. М. Башта был арестован по обвинению во вредительстве[1]. В местах заключения он работал в созданном А. Н. Туполевым авиационном конструкторском бюро. Он впервые в отечественной практике создал системы гидропривода, которые обеспечили выполнение силовых функций управления боевыми самолётами.

В 1940 году Трифон Максимович был досрочно освобождён, с него была снята судимость и он был восстановлен в правах.

Во время Великой Отечественной войны Т. М. Башта работал инженером-конструктором во фронтовых авиационных мастерских по ремонту гидравлических систем боевых самолётов, а со временем стал начальников Лётно-исследовательского института авиационной промышленности.

В 1946 году по предложению Т. М. Башты было создано исследовательско-конструкторское бюро и завод посадочных приспособлений и гидравлического оборудования № 279 (ныне — Авиационная корпорация «Рубин»), где он был назначен директором и главным конструктором.

Трифон Максимович за время своей профессиональной деятельности принмимал участие в создании гидравлических приводов многих летательных аппаратов, среди которых ТУ-2, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ил-14, Ил-28, Ка-10, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-9, Як-25.

Трифон Максимович уделял большое внимание подготовке профессиональных кадров в области гидропривода. Он работал в МВТУ им. Баумана, в Станкине, Московском авиационном институте, Киевском институте инженеров гражданской авиации (КИИГА, ныне — Национальный авиационный университет). Под его руководством было подготовлено 15 докторов наук и более 80 кандидатов.

С 1955 года Трифон Максимович жил и работал в городе Киеве, где он заведовал кафедрой гидрогазовых систем КИИГА, а затем работал профессором на той же кафедре.

Скончался Трифон Максимович 17 сентября 1987 года после тяжёлой болезни. Он похоронен в Киеве.

Печатные работы

Т. М. Башта автор и соавтор более 200-т печатных работ, последняя из которых была издана уже после его смерти.

Некоторые из его работ:

  • Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник для машиностроительных вузов/ Т. М. Башта, С. С. Руднев, Б. Б. Некрасов и др. — 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроение, 1982.
  • Башта Т. М. Гидравлические приводы летательных аппаратов. Издание 4-е, переработанное и дополненное. Изд-во «Машиностроение», Москва 1967 г.
  • Башта Т. М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.: «Машиностроение», 1972. 320 с.
  • Алексеева Т. В., Бабанская В. Д., Башта Т. М. и др. Техническая диагностика гидравлических приводов. М.: Машиностроение. 1989. — 263 с.
  • Башта Т. М. «Машиностроительная гидравлика», М.: «Машиностроение», 1971.
  • Башта Т. М. Самолётные гидравлические приводы и агрегаты, Оборонгиз, 1951.
  • Башта Т. М. Гидравлические следящие приводы, Киев Машгиз, 1960.
  • Башта Т. М. Расчёты и конструкция самолётных гидравлических устройств, Оборонгиз, 1961.
  • Башта Т. М. и др. Объёмные гидравлические приводы., М., «Машиностроение», 1969.

Ссылки

  • Башта-Крестный отец российской гидравлики

Примечания

  1. СПИСКИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ СУДУ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР от 29 сентября 1938 года, АП РФ, оп.24, дело 419, лист 216

Башта, Трифон Максимович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47