Богораз, Владимир Германович

19-10-2023

Владимир Богораз
Дата рождения:

15 (27) апреля 1865(1865-04-27)

Место рождения:

Овруч Волынская губерния

Дата смерти:

10 мая 1936(1936-05-10) (71 год)

Место смерти:

Ростовская область

Страна:

 Российская империя →
 СССР

Научная сфера:

этнография

Место работы:

Институт народов Севера, Музей истории религии АН СССР

Учёное звание:

член-корреспондент АН СССР

Влади́мир Ге́рманович Богора́з (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан; известен также как Тан-Богора́з, при публикациях в США: англ. Waldemar Bogoras; рожд. Ната́н Ме́нделевич Богора́з; 15 (27) апреля 1865, Овруч Волынской губернии — 10 мая 1936, Ростовская область) — революционер, писатель, выдающийся этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (специалист по чукчам и другим палеоазиатским народам), северовед.

Содержание

Биография

Родился в семье учителя. При рождении было дано еврейское имя Натан, при крещении в подростковом возрасте — имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией.

Учился в Таганрогской мужской классической гимназии.

С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск. В ссылке стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 включила его в состав своей экспедиции, снаряжённой с целью изучения жизни чукчей. Около трёх лет (18951897) кочевал среди чукчей. По окончании экспедиции АН выхлопотала для него разрешение возвратиться в Петербург, а в 1900 вновь направила в экспедицию.

С 1896 года начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году, а в 1900 — первая книга стихов («Стихотворения»).

Интересно, что Тан-Богораз не избежал влияния современной ему поэзии и писал декадентские стихи, которые абсолютно не согласовывались с его деятельностью и прозаическим творчеством.

В 1899 году уехал в США, откуда отправляется в экспедицию на Дальний Восток под руководством антрополога Франца Боаса и собирает этнографический материал у чукчей, коряков, ительменов и эскимосов. До 1904 года работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории; на английском языке подготовил к печати монографию «Чукчи», которая получила всемирное признание как фундаментальный труд по этнографии и мифологии чукчей. Здесь он также пишет для русской прессы серию очерков о жизни общины духоборов, эмигрировавших от преследований в России в Канаду в 18981899, и казавшихся многим выражением идеала крестьянского социализма. В 1904 эти очерки выходят отдельной книгой «Русские в Канаде».

В 1905 — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 принимал участие в организации «Трудовой группы» в I Государственной думе (сам не был депутатом Думы). В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.).

После Октябрьской революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как сменовеховец.

Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, профессор основанного им Института народов Севера и ряда ленинградских вузов, в частности преподавал на отделении этнографии ЛИФЛИ ЛГУ, вёл обширную исследовательскую и педагогическую работу. Инициатор создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК. В последние годы был директором основанного им в 1932 Музея религии и атеизма (располагавшегося в здании Казанского собора в Ленинграде).

Умер 10 мая 1936 года по дороге в Ростов-на-Дону. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинград.[1]

Наследие

Беллетристическую деятельность возобновил в 1928 году.

В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.

Произведения советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями.

Известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. В. Г. Тана-Богораза.

Родственники

Библиография

Литература
  1. Чукотские рассказы, 1899;
  2. Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПБ, 1900; изд. Н. Глаголева, СПБ, [1906]; изд. «Просвещение», СПБ, 1910;
  3. Восемь племён, 1902 (роман)
  4. Жертва дракона, 1909 (роман);
  5. Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I—XII, СПБ, 1910—1911;
  6. На озере Лоче, 1914 (роман)
  7. Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I—IV, М. — Л., 1928—1929;
  8. Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930;
  9. Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931;
  10. Колымские рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1931;
  11. USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932; Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.-216 с.;
  12. Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935.
Язык и Фольклор
  1. Труды по языку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Акад. наук», т. 10, № 3, СПБ, 1899;
  2. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПБ, 1900;
  3. Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПБ, 1901;
  4. Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, «Живая старина», кн. 70/71, Пб., 1909;
  5. Распространение культуры на земле. Основы этногеографии, Государственное издательство, М.-Л., 1928;
  6. Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931;
  7. Чукчи. Социальная организация. Авторизованный перевод с английского. Часть I. Л., 1934 (XXX+192 стр.);
  8. Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. — Л., 1937;
  9. Чукчи. Религия. Авторизованный перевод с английского. Часть II. Л. 1939 (XI + 195 стр., 4 табл.);
  10. Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden — N. Y., 1904, 1910;
  11. The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee — Handbook of American Indian Languages, p. 2, Washington, 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute);
  12. The Eskimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden — N. Y., 1913
  13. Koryak texts. Bogoras, Waldemar (American Ethnological Society Series Ed. Boas, Franz) Leyden : E. J. Brill; New York, G. E. Stechert, 1917.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

В статье использован текст Алексея Дживелегова, перешедший в общественное достояние.

Литература

Ссылки

  • Материалы В. Г. Богоразу. Подробная библиография, литература о нём.
  • Катарина Гернет: В. Г. Богораз (1865—1939). Библиография, Мюнхен 1999. (103 стр.) (=Mitteilungen des Osteuropa-Instituts Muenchen 33 ISBN 3-921396-45-X. Самая подробная библиография Богораза на 2008 год включительно, с полной библиографией о нём (на немецком языке).
  • библиография научных работ на русском
  • автобиография революционера[1926]
  • «Предсмертная песня» В. Г. Богораза-Тана
  • Художественные произведения
  • В. Огрызко. Под надзором царских жандармов и советских чекистов [2006] Публицистика
  • В воспоминаниях современников

Примечания

  1. Могила В. Г. Богораза на Волковском кладбище

Богораз, Владимир Германович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47