Боливаризм

06-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

«Боливаризм» – идейно-политическое течение, возникшее в конце 1970-х годов в Венесуэле в небольшой группе молодых офицеров КОМАКАТЕ (аббревиатура от офицерских чинов - команданте, майор, капитан, лейтенант), которую возглавлял Уго Чавес. Они занялись изучением речей, статей, писем, проектов, а также реальной политики национального героя Симона Боливара. Многие идеи, поднятые Боливаром, показались им актуальными в современной действительности. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах свободы, равенства, социальной справедливости и независимости.[1]

Окончательное оформление боливаризм получил в конце 1990-х гг., когда произошло первое институциональное закрепление «левого поворота» и на президентских выборах 1998 г. в Венесуэле победил Уго Чавес, лидер боливарианского движения и главный идеолог боливаризма как концепции.[2]

Идеология

Становление концепции боливаризма связано с возрождением идей Симона Боливара и активизацией левых сил в Латинской Америке. У боливарийцев и их лидера отсутствует целостная система идей. Их воззрения весьма разнородны. Они представляют собой причудливую смесь различных учений и теорий: боливаризма, марксизма, национализма и ультралевизны.

Боливаризм выстраивается вокруг ключевых идей, сформулированных Симоном Боливаром, и дополняется новыми сюжетами. Фундамент современного боливаризма составляют концепции «боливарианской революции», «демократии участия» и «Социализм 21 века».

Понимание революции во взглядах боливарийцев эволюционировало от непосредственного его толкования как насильственного изменения порядка вещей к процессу глубокой мирной трансформации.

Демократия участия - это новая мощная демократия, более эффективная, чем представительная. В экономическом направлении речь идет о превращении прежних госкапиталистических предприятий в предприятия нового типа с четко выраженной социальной направленностью. В социальной сфере ставится задача покончить с нищетой, дать власть бедным слоям общества, приобщить их к знаниям.[3]

В концепции внутреннего политического устройства в боливаризме наблюдается дуализм: «суверенитет народа - широкие полномочия исполнительной власти», а внешнеполитическая доктрина является вполне целостным образованием. Её ядром служат концепции многополярного мира и развитие латиноамериканской интеграции в организацию, наподобие Европейского Союза, на основе антиимпериалистических и антикапиталистических ценностей.[4]

Боливарианская концепция «Социализма 21 века» (или социализма нового типа) сформирована в русле латиноамериканской левой политической культуры. Её специфика состоит в допущении смешанной собственности на средства производства при ведущей роли государства. Для венесуэльского варианта концепции социализма характерны подчеркивание национальной специфики, повышенное внимание к социальным и экологическим проблемам и возведение в приоритет принципов гуманизма.

Внешнеполитическая концепция боливаризма основывается на идее интеграции стран Латинской Америки в организацию наподобие Европейского Союза на основе антиимпериалистических и антикапиталистических ценностей. В боливаризме потребности отдельного человека ставятся выше интересов корпораций.

Политическое устройство

У боливарицев существует свое видение политического и социально-экономического развития, которое отличается от классических представлений. Главная задачей для них является строительства «Боливарийской республики». Согласно убеждениям боливарийцев, новая республика должна базироваться на гуманистической, самоуправляющейся и конкурентоспособной экономике. Эта триада расшифровывается следующим образом.

  • «Гуманистическая» подразумевает, что в её центре в качестве бесспорного императива должен стоять человек. Ему надлежит создать достойные условия жизни, способствующие удовлетворению его потребностей в соответствии со способностями и вкладом каждого. Чрезвычайно важным аспектом жизнедеятельности сообщества является охрана окружающей среды и достижение устойчивого равновесия при обеспечении каждой семье достойного уровня доходов.
  • «Самоуправляющаяся» предполагает демократизацию экономики, создание альтернативных форм её организации, например, кооперативов и ассоциаций иного типа, дополняющих местное производство и диверсифицирующих его. Это позволит сберечь валюту и образовать дополнительные источники занятости.
  • «Конкурентоспособная» означает максимальное использование внутренних возможностей и международного разделения труда, налаживание производства, способного удовлетворять нужды населения и конкурировать с импортными товарами. Такая модель основывается на соответствующей инфраструктуре и территориальном распределении производства, на ускорении научного и технологического развития, адекватных инвестициях и повышении производительности труда.[5]

Сейчас боливарийцы сделали выбор в пользу модели «Социализма 21 века», контуры которого пока ещё только намечаются.

Примечание

  1. Кусакина М.В. «Боливарианский проект» развития Венесуэлы//Власть. 2007. № 11. – 0,4 п.л.
  2. Дабагян Э.С. «Государства - сколько необходимо, рынка - сколько возможно», (Мировоззрение боливарийцев) //Латинская Америка. 2005. №11.
  3. El Universal, 7.III.2005.
  4. Уго Чавес «XXI век не может быть однополюсным» // Международная жизнь. 2001. №6. С.24.
  5. Direccion Nacional Politico Electoral del Movimiento V Republica. III Equilibrio Econo-mico. S.l., s.f., p. 2.

Боливаризм.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47