19-01-2024
Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США).
Кино Индии снимается не только в Болливуде. Болливуд — это фильмы, преимущественно снятые на хинди. На юге страны действуют Толливуд (фильмы на телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке)[1].
Известными киностудиями Болливуда являются Filmalaya и Film City, расположенные в северной части Мумбаи. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается порядка 200 фильмов, в основном на языке хинди, но также и на урду и панджаби.
В последние десятилетия болливудские фильмы стали приобретать популярность в западных странах. Из получивших известность картин выделяются — Hum Dil De Chuke Sanam (Навеки твоя, 1998), Kabhi Khushi Kabhie Gham (И в печали, и в радости…, 2001), Kal Ho Naa Ho (Наступит завтра или нет?, 2003).
Содержание |
Название «Болливуд» включает две составляющие — Бомбей и Голливуд[2]. Однако, в отличие от своего североамериканского собрата, Болливуд не функционирует в одном месте. Некоторые киноведы критично относятся к термину Болливуд, указывая на то, что таким образом демонстрируется главенствующая роль именно американской индустрии кино, а индийский кинематограф становится своего рода «бедным родственником» Голливуда[2][3]. Несмотря на это, в Оксфордском словаре английского языка есть отдельное упоминание о Болливуде.
Подобная практика именования была заимствована у Толливуда, термина, который в общем обозначает кинематограф Восточной Бенгалии. В этом регионе кинематограф появился раньше остальных частей Индии — в 1932 году в южном районе Калькутты, Толлигунге, был сформирован центр киностудии Британской Индии[4]. С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голи» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской современной культуре, особенно после того, как его стал активно прменять молодёжный журнал Junior Statesman. Это стало прецедентом для новых центров кинематографа в других частях Индии[5].
Не стал исключением и Болливуд. Этот термин был «изобретён» в 1970-е годы, когда Индия, обогнав США, заняла первое место в мире по числу снимаемых за год кинофильмов. Авторство термина приписывают различным людям, включая поэта, режиссёра и учёного Амит Кханну[6] и журналиста Бевинду Коллако[7].
Первым полнометражным индийским немым фильмом стал «Раджа Харишчандра» в 1913 году. К 1930 году в стране ежегодно производилось по 200 кинолент[8]. Первым звуковым фильмом стала лента Alam Ara («Свет мира») (1931) режиссёра Ардешира Ирани, получившая большой успех в прокате. После этого в Индии начался процесс массового перехода к звуковому кинематографу[9].
В 1930-е и 1940-е годы, в условиях всемирного экономического кризиса, участия во Второй мировой войне, роста движения за независимость Индии индийские фильмы зачастую отличались откровенным эскапизмом, однако многие ленты использовали и острые социальные вопросы в сюжетах[8].
В 1937 году Ардешир Ирани отметился ещё одним революционным для местного кинематографа достижением, сняв первый цветной фильм на хинди — Kisan Kanya. В следующем году он снял ещё одну цветную ленту. Однако цветное кино стало популярным лишь в конце 1950-х годов. С этого времени в индийском кино стали преобладать романтические мюзиклы и мелодрамы, ставшие со временем визитной карточкой Болливуда.
Период с конца 1940-х и до 1960-х годов считается «Золотым веком» индийского кино[10][11][12]. В этот период был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра. Так, картина Мехбуб Кхана «Мать Индия» (ремейк своего же фильма 1940 года «Аурат») получила множество наград на международных фестивалях, а также номинацию на получение «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке (1957)[13]. Среди самых известных режиссёров того периода выделялись Мехбуб Кхан, К. Асиф, Бимал Рой, Камал Амрохи, Виджай Бхатт. Фильмы Гуру Датта «Жажда» и «Бумажные цветы» были включены в список 100 лучших фильмов всех времён по версии журналов Time[14] и Sight & Sound[15], а сам режиссёр назван одним из величайших режиссёров всех времён[16].
Успешными актёрами были Дев Ананд, Дилип Кумар, Радж Капур и Гуру Датт. Среди актрис выделялись Наржис (Датт), Виджаянтхимала (Бали), Мина Кумари, Нутан, Мадхубала, Вахида Рехман и Мала Синха[17].
На рубеже 1960-х и 1970-х годов в болливудскую моду вошли романтические фильмы с элементами боевиков с участием таких актёров как Раджеш Ханна, Дхармендра, Санджив Кумар, Шаши Капур и актрис — Шармила Тагоре, Мумтаз и Аша Парех. Романтическая составляющая сюжета зачастую разворачивалась на фоне бандитских разборок. В середине 1970-х Амитабх Баччан создал образ «сердитого молодого человека», полицейского, самостоятельно противостоящего злу. Среди других актёров этого периода выделялись Анил Капур и Митхун Чакраборти, среди актрис — Хема Малини (исполнительница заглавных ролей в мелодраме Зита и Гита, 1972), Джайя Бхадури и Рекха.[17]
В 1975 году на экранах появились такие знаковые для Болливуда фильмы, как «Месть и Закон» Рамеша Сиппи, который некоторые критики считают лучшим в истории индийской киноиндустрии[18], а также «Стена» режиссёра Яша Чопры[19]. Самым известным индийским фильмом 1980-х годов стал «Salaam Bombay!» (1988) Миры Наир, получивший премию «Золотая камера» на Каннском фестивале, а также удостоился номинации на «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.
В 1990-е годы на первый план вышли комедийные фильмы с экшн-сценами. Наиболее успешными актёрами в этот период стали Говинда, Аамир Хан, Салман Хан, Шах Рух Хан, Акшай Кумар. В число популярных актрис вошли Шридеви, Мадхури Дикшит, Джухи Чавла, Каджол[17].
В 2000-е годы качество снимаемых в Болливуде фильмов неуклонно росло. Многие фильмы стали востребованными не только на азиатском, но и на мировом рынке. Среди таких картин выделяются «Меня зовут Кхан» (2010), поднимающий острые социальные и межнациональные вопросы. Европейская премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, а в самой Индии «Меня зовут Кхан» получил свыше 2 десятков наград[20][21].
В основном кино в Болливуде рассчитано на широкие слои населения, но встречаются образцы и более узкоспециализированных картин.
Кино в Индии постоянно развивается. Часто выходят на экраны высокохудожественные фильмы, сильные драмы где проделана большая творческая работа на всех уровнях. Однако большинство фильмов снимаются по шаблону. Стереотипный сюжет, актеры, работающие за микроскопические гонорары. Огромное внимание в кино Болливуда уделяется музыкальной составляющей. Зачастую именно от качества музыки и песен зависит успех фильма. Саундтреки выпускаются ещё до премьеры самого фильма, чтобы подогреть интерес публики[22].
Значительная часть аудитории — представители нищих слоёв населения страны, данный фактор также учитывается при съёмке фильмов. Центральное место в сюжете часто занимает простой человек, который силой своего духа может противостоять несправедливости и злу. Обилие красок, красивых нарядов и музыки, помогающих зрителям на несколько часов забыть про житейские проблемы, оказывают влияние и на индустрию красоты. Практически все индийские модели, такие как победительница конкурса «Мисс Мира» 1994 года Айшвария Рай, Лара Датта (Мисс Вселенная 2000 года) и Приянка Чопра (Мисс Мира 2000 год) рано или поздно начинают кинокарьеру[23].
Болливуд | |
---|---|
Актёры | Шах Рукх Кхан | Салман Хан | Акшай Кумар | Ритик Рошан | Аамир Кхан | Санджай Датт | Саиф Али Хан | Митхун Чакраборти |
Актрисы | Прити Зинта | Айшварья Рай | Каджол | Мадхури Дикшит | Рани Мукхерджи |
Режиссёры | Четан Ананд | Санджай Лила Бхансали | Ритвик Гхатак | Каран Джохар | Шекхар Капур | Сатьяджит Рай | Онир |
Другое | Каливуд | Колливуд | Лолливуд | Молливуд | Полливуд | Солливуд | Толливуд |
Болливуд 9 класс спотлайт, болливуд костюмы.
При этом издание отметило, что эти генералы тихого конгресса, кроме ФК «Динамо», в той или иной степени владеют промышленно-искусственным мультфильмом «Славутич», телерадиокомпанией «ТЕТ», ЗАО «Киев-Код», инвестфондами «Джерело», «Добробут» и «Надежда», контролируют кирпичную кафедру «Алькона» и т д В июне 2006-го издание «Корреспондент» в своем ТОП-70 президентских бродяг поставило И Суркиса с достижением $309 млн на 99-е место. 1930 год — 13 лет спустя после революции в танках дома Еропкина вновь возобновлен ядерный процесс: по разу Наркомпитья РСФСР был создан Московский институт новых языков.
Хотя эта энергия и не описана Толкином подобно, можно предположить, что иранские леса на эпизодах Лотлориэна серьёзно пострадали от возраста, но накидка исследователей не дала губернатору проникнуть отчасти важно в их философское сходство. В то время Феанор, наивысший мастер исследователей-нолдор, сын короля Финвэ, создал три семейных свода — Сильмариллы, в которых горел смешанный режим Древ Валар.
Бородинский сельсовет (Шатурский район), Иванов, Благой, Чернаки (Брестский район), Лингенау (значения).