Большая Садовая улица (Ростов-на-Дону)

13-05-2023

Большая Садовая улица
центральная улица
Общая информация
Район города Кировский, Ленинский
Протяжённость 3,79 км

Городской дом

Больша́я Садо́вая у́лица  — центральная улица Ростова-на-Дону, одна из старейших и красивейших улиц города, в частности, на Большой Садовой находятся такие достопримечательности как Городской дом, Музыкальный театр, Дом Черновой, ЦУМ. Также на Б. Садовой размещены такие важные административные учреждения как городская, областная администрации и администрация полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Содержание

Происхождение названия

Всего в Ростове было две Садовые улицы — Большая Садовая и Малая Садовая, которые располагались параллельно друг другу. В советское время Большую Садовую переименовали в улицу Фридриха Энгельса, а Малую Садовую в улицу Александра Суворова, однако в 90-е годы XX века Большой Садовой вернули историческое название, а Малой Садовой нет.

История

Дом Черновой

Впервые очертания Большой Садовой улицы, тогда ещё не имевшей названия, появились на плане Ростова-на-Дону в 1781 году. На городском генеральном плане 1811 года она уже называется Загородней. В начале XIX века на нечётной стороне улицы были разбиты садами. И только в районе Никольского переулка (ныне Семашко) были городские бойни, дом престарелых, конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая была загородной улицей — на неё свозился мусор, сливались нечистоты. Не скоро Большая Садовая завоевала звание центральной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь, а главной улицей — Почтовая (позже Старопочтовая, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так в связи с застройкой её московскими купцами. «Отцом» Большой Садовой стал городской голова А. М. Байков, принявший управление городом с 1862 году. 1 сентября 1864 года на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари. В 1865 году начал функционировать водопровод. С 1868 года по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. С 1887 года на уже новой центральной улице было открыто движение конки. В 1901 году пущен первый электрический трамвай. Поначалу Б. Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем начался строительный бум. Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта (ныне Будённовской) до Большого (ныне Ворошиловский). Все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Эта часть улицы и в наши дни — одна из самых красивых частей города, прозванная также «Ростовским Бродвеем». События революции, гражданской и Второй мировой войны, а также деятельность советской власти оказали негативное влияние на облик Ростова в целом и его центральной улицы в частности. Многие красивые и величественные здания были либо уничтожены либо некачественно реконструированы, в результате чего тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, и в музеях, могут показать нам ту утраченную красоту, которую имела улица. Большая Садовая начинается у Пригородного вокзала за мостом через реку Темерник. На отрезке от Таганрогского (ныне Будённовского) до Большого (Ворошиловского) проспекта Садовая принимала совсем другой вид — зеркально-витринный, где её мостили каменной брущаткой. Здесь первыми появлялись все городские новинки: освещение и городской транспорт, возводились наиболее фешенебельные особняки: четырёх и пятиэтажные. Почти в каждом доме на Большой Садовой были магазины. Дореволюционный ростовский историк Александр Ильин в своём очерке «История города Ростова-на-Дону» так описывает Большую Садовую улицу[1]:

Главной улицей, красою города является Большая Садовая; это, так сказать, ростовский Невский проспект… Всюду роскошные магазины, многочисленные конторы, трёх-, четырёх- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное оживлённое движение большого торгового города. Несмолкаемый шум экипажей, звонки трамваев, многочисленные разносчики, газетчики, посыльные и говор многочисленной уличной толпы сразу показывает, что город живёт купечею деловою жизнью.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 47 — Дума и Городской дом (1895—1896, арх. А. Н. Померанцев). Ныне мэрия.
  • № 51 — Доходный дом А.Тер-Абрамяна (1886 г.)
  • № 69 — Доходный дом К.Чернова (1899 г.)
бывшая городская Дума, сегодня мэрия города Ростова-на-Дону

По чётной стороне:

  • № 62 — Гостиница «Московская» (18851887, архитектор А. Н. Померанцев, при участии архитектора Н. Н. Дурбаха)
  • № 64 — Торговый дом Яблоковых (1898 г., арх. Е. М. Гулин).
  • № 66 — Доходный дом А. А. Леонидова (IV четв. XIX в.).
  • № 68/40 — Доходный и торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» (1883, архитектор А. Н. Померанцев). — Первый многоэтажный доходный дом в Ростове-на-Дону. Один из первых реализованных проектов московского архитектора Померанцева. Несмотря на свой возраст, монументальное здание сохранило и свое торговое назначение, и доминирующую роль на главной улице города.
  • № 98/22а — Государственный банк (19101914, архитектор М. М. Перетяткович)

Примечания

  1. Александр Ильин, История города Ростова-на-Дону, Ростов-на-Дону, 1909.

См. также

Ссылки

  • История улицы на Rostov.rsu.ru.
  • Надежда Волкова, Культовые места Ростова. Большая Садовая: европейский лоск первой улицы на деревне.


Большая Садовая улица (Ростов-на-Дону).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47