В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Брускин.
Григо́рий Дави́дович Бру́скин (также известен как Гри́ша Бру́скин; род. 21 октября 1945, Москва) — российский и американский художник.
Биография
Автопортрет. Аукционный дом MacDougall, 2009 (эстимейт 16-20 тыс. фунтов
Родился 21 октября 1945 года в Москве. С 1963 по 1968 год учился в Московском текстильном институте (художественное отделение). В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Мировую известность Брускину принесло участие в знаменитом аукционе «Сотби» (1988), на котором его работа «Фундаментальный лексикон» (1986) была продана за рекордно высокую цену. В 1989 году эмигрировал в Америку. В 2001 году опубликовал книгу мемуарного плана «Прошедшее время несовершенного вида». Живет и работает в Нью-Йорке.
Творчество
Является одним из самых известных и успешных[1] современных художников российского происхождения, представитель соц-арта.
«В советские времена жизнь Брускина не была счастливой: персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике. Зато уже в 1988 году Гриша Брускин был с лихвой отмщен за прежнее невнимание. Приобрел известность своим „Фундаментальным лексиконом“ (1986), где фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры, сведены воедино на больших таблицах. В последующем творчестве те же принципы соц-арта соединяются с элементами иронической иудаики. На первом и последнем проходившем в Москве аукционе Сотби его 6 картин — самой известной из них стал „Фундаментальный хрюшачий лексикон“ — были проданы за рекордные для современного русского искусства цены (930 тысяч долларов — это, согласитесь, сумма). А через неделю Брускин отбыл в Америку — по культурному обмену, поработать, и сразу получил несколько предложений реализовать давно задуманные художественные проекты»[2].
Основные темы:
- «Уже в своих первых работах „Алефбет“ и „Фундаментальный лексикон“ Брускин создал структуру, которой продолжал пользоваться в дальнейшем: в ее основе — уподобление мира всеобъемлющей книге (…) Основываясь в целом на идеях каббалы, Брускин использует также в своем творчестве символы, почерпнутые из других религий и мистических учений Древнего Востока, средневекового христианства и других»[3]
- Вторая тема — социальная мифология советского периода[3]. «За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз или даже перформанс в соавторстве с перкуссионистом-концептуалистом Владимиром Тарасовым, неизменно выходит словарь», — пишет о нем Анна Толстова[4]
|
«Брускин рассматривает процесс заката советсткой империи в перспективе Ветхого Завета, обещающей закат и падение всех империй. Но в то же время его увлекает прежде всего эстетическая сторона этого упадка – эстетика упадка как таковая. И именно эта увлеченность побуждает его воспроизвести упадок советской культуры в виде художественного перформанса...Брускин воспроизводит историю, как осознанный фарс, т.е. как искусство. То, что когда-то было историей, возвращается сегодня как художественное событие, как перформанс». Борис Гройс[5]. |
|
«С начала 1990-х гг. живопись Брускина становится более лаконичной: многофигурные композиции сменяются однофигурными, цвет делается локальным („Метаморфозы“). В это же время, используя образы, созданные в живописных произведениях, Брускин начинает экспериментировать с различными техниками»[3]
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Собрание «Музея искусства авангарда» МАГМА, Москва.
- Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
- Новый музей, Санкт-Петербург.
- Музей П. Людвига, Кёльн, Германия.
- Графический кабинет, Государственные музеи Берлина, Берлин, Германия.
- Кунстхалле, Эмден, Германия.
- Израильский музей, Иерусалим, Израиль.
- Галерея Национального искусства, Каракас, Венесуэла.
- Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
- Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США.
- Музей еврейской культуры, Нью-Йорк, США.
- Арканзасский художественный центр, Литтл-Рок, США.
- Милуокский художественный музей (англ.), Милуоки, США.
- Портлендский художественный музей, Портленд, США.
- Фонд графического искусства Ахенбаха, Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
- Колодзей Арт Фонд, Хайленд-парк, Нью-Джерси, США.
- Чикагский художественный институт, Чикаго, США.
- Коллекция Петра Авена, Москва.
- Коллекция Владимира и Екатерины Семенихиных, Москва.
- Коллекция Евгения Нутовича, Москва.
- Коллекция Бар-Гера, Германия / Израиль.
- Коллекция Джеймса и Мирей Леви, Лозанна, Швейцария / Нью-Йорк, США.
- Коллекция Маршалла и Морин Коган, Нью-Йорк, США.
- Коллекция Милоша Формана, Нью-Йорк, США.
- Коллекция Нины и Клода Груен, Сан-Франциско, США.
- Коллекция королевы Регины, Мадрид, Испания.
- Коллекция Эрика А. Пешлера, Цюрих, Швейцария.
Персональные выставки
- 2001 — «Всюду жизнь». ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- 2000 — Галерея Мальборо, Бока-Ратон, США.
- 1999 — «Жизнь превыше всего». Галерея Энди Иллина, Цюрих, Швейцария.
- 1998 — «Всюду жизнь». Галерея Мальборо, Нью-Йорк, США.
- 1997 — «Рождение героя». Галерея Энди Иллина, Цюрих, Швейцария.
- 1996 — «Revisions». Галерея Мальборо, Нью-Йорк, США.
- 1995 — «Мифические образы». Галерея Меерович, Сан-Франциско, США.
- 1995 — Национальный музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес, Аргентина.
- 1994 — «Метаморфозы». Галерея Меерович. Сан-Франциско, США.
- 1994 — «Генеральная инструкция и другие работы». Галерея Мальборо, Нью-Йорк, США.
- 1994 — «Живопись. Скульптура. Графика». Галерея Линды Харрис, Сиэтл, США.
- 1993 — «Живопись, рисунок и скульптура». Галерея Струве, Чикаго, США.
- 1992 — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- 1992 — Генеральная инструкция/Лев Рубинштейн. Другое имя. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия.
- 1992 — Галерея Алекса Лахманна, Кёльн, Германия.
- 1991 — «Персональная мифология». Галерея Эрики Меерович, Сан-Франциско, США.
- 1991 — «Живопись и скульптура». Галерея Грейс Хокин, Палм-Бич, США.
- 1990 — Галерея Мальборо, Нью-Йорк.
- 1984 — Центральный Дом работников искусств, Москва.
- 1983 — Вильнюс.
- 1976 — Дом художника, Москва.
Книги Г. Брускина
Ссылки
- Гриша Брускин на сайте artnet
- Гриша Брускин на сайте www.gif.ru
- Гриша Брускин на сайте музея ART4.RU
- Гриша Брускин в энциклопедии Кругосвет
- Книга как спиритический сеанс Интервью с художником, писателем Гришей Брускиным
- Счастливый художник Гриша Брускин. Видео-интервью на портале RUNYweb.com - Русский Нью-Йорк онлайн
Источники
- Кабанова О. Фундаментальный гобелен // Ведомости. — 2006. — 8 февр.
- Клебанова Н. Настоящее время Гриши Брускина // Независимая газета. — 2001. — 9 февр.
- Liderman Ju. Das Alphabet des Grisha Bruskin in der Kunsthalle Emden // Ost-West Perspektiven. — Bd 2., Bochum. 2003. S. 183—190
Примечания
- Дополненный Гриша Брускин. Николай Александров
- Гриша Брускин // Gif.ru
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- Анна Толстова. Знаки ткачества // Коммерсант
- Соц-арт