25-08-2023
Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Основатели | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Василенко Александр Альбертович |
Отрасль |
Тяжёлое машиностроение |
Продукция |
магистральные и маневровые тепловозы, грузовые вагоны, судовые дизели |
Число сотрудников |
9600 чел. (лето 2008 года)[1] |
Материнская компания | |
Сайт |
www.ukbmz.ru |
Брянский машиностроительный завод — одно из старейших машиностроительных предприятий России.
Содержание |
Изначально завод основан как лесопильный, на предприятии изготавливались шпалы для сооружавшейся Орловско-Витебской железной дороги.
20 июня 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Учредителями общества стали П. И. Губонин и В. Ф. Голубев, к которым вскоре присоединился князь В. Н. Тенишев, ставший управляющим.
Вокруг завода образовался посёлок Бежица, быстро выросший в крупный промышленный город (ныне — крупнейший административный район города Брянска).
В 1876 году на заводе было построено шесть литейных печей для выпуска стальных рельсов (вместо чугунных). В 1878 году Брянский завод произвел треть выпускаемой в России стали и занял второе место в стране после Путиловского завода.
В 1880-е годы, когда В. Н. Тенишев был назначен председателем правления компании, завод начал выпуск первых железнодорожных грузовых [вагон]ов, платформ и цистерн, а также освоил производство броневых плит для боевых кораблей, стальных листов для пароходов и элеваторов, литых колес для паровозов и вагонов. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве за высокое качество продукции Брянский рельсопрокатный завод получил право изображать на своих изделиях государственный герб — двуглавого орла.
В 1892 году на предприятии построен первый паровоз со стальными колёсами серии ОД.
В 1896 году продукция завода экспонировалась на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Среди экспонатов были товарный четырёхосный паровоз, пассажирский вагон III класса, вагон-цистерна на 1500 пудов керосина, котёл системы «Бабкок-Вилькокс», большая коллекция стальных литых колёс, фасонного литья.
На выставке 1905 года в Омске завод получил высшую награду: Большую золотую медаль — за чугунные трубы, которые использовались для водопроводов, канализации и других сооружений. К 1910 году завод сформировался в крупнейшее промышленное предприятие с хорошо организованными производствами паровозостроения, вагоностроения, общего машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства военной техники.
С 1907 года началось производство паровозов модели Б с конструкционной скоростью 125 км/ч.
Со времени начала Первой мировой войны Брянский завод поставлял для фронта фугасные снаряды. 20 апреля 1915 года завод посетил император Николай II. В пролёте кранового цеха для него организовали общезаводскую выставку.
После Октябрьской революции БМЗ выпускал бронепоезда, давал 19 процентов всего производства паровозов в стране, 60 процентов большегрузных вагонов. В 1930 году на базе завода был открыт Бежицкий машиностроительный институт (сегодня Брянский государственный технический университет).
К 1940 году завод выпускал 28 % паровозов серии СО, сто процентов большегрузных цистерн, 38 % изотермических вагонов, 29 % большегрузных вагонов и платформ от общего выпуска в стране.
Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован. Основная масса оборудования и работающих — 6 тысяч вагонов и 15 тысяч человек — были отправлены в Красноярск. После освобождения Брянска началось восстановление разрушенного завода, и в 1945 году он был передан в ведение Народного Комиссариата тяжёлого машиностроения.
В 1946 году изготовлен и испытан первый паровоз «Победа», а год спустя было возобновлено вагоностроение. Конструкторы разработали свыше 20 типов вагонов и цистерн. В течение 10 лет завод выпускал паровые турбины и одновременно организовал производство новой для страны продукции — передвижных паровых электростанций (энергопоездов). В 1958 году заводу было поручено организовать выпуск маневровых тепловозов ТЭМ1. Спустя десять лет БМЗ начал выпускать тепловозы марки ТЭМ2.
Важным событием в жизни коллектива явилось решение о подготовке и организации впервые в стране производства мощных малооборотных судовых дизелей. Первый двигатель был испытан в сентябре 1961 года. С того времени собрано и отправлено на судостроительные верфи почти тысяча двигателей.
С 1962 года завод изготавливал рефрижераторные секции с машинным охлаждением и электроотоплением для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния.
В 1965 году проведена реорганизация структуры управления заводом. Созданы специализированные производства: дизельное, транспортного машиностроения, металлургическое. С тех пор специализация сохраняется.
С 1988 по 1995 годы производил маневровый тепловоз с электрической передачей ТЭМ15, как дальнейшее развитие серии ТЭМ2М.
С 2002 года входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг».
В 2005 году изготовлен первый российский грузовой магистральный двухсекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока c коллекторными тяговыми электродвигателями 2ТЭ25К «Пересвет».
В 2006 году изготовлен первый магистральный грузовой двухсекционный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь».
В 2009 uгоду завод столкнулся с большими трудностями в получении заказов, из-за чего были приняты непопулярные меры по сокращению персонала на производстве.[2][3]
Брянский машиностроительный завод производит:
С 2007 года ведётся подготовка к производству судовых дизельных двигателей по лицензии финско-швейцарской компании Wärtsilä.
Продукция | Марка | 2006 | 2007 | |
---|---|---|---|---|
Маневровые тепловозы | ТЭМ18 (различных модификаций) | 145 | 55 | |
ТЭМ18Д | - | 101 | ||
Грузовые вагоны | 1902 | 2173 | ||
Судовые дизели | 11 | 10 | ||
Капитальный ремонт тепловозов | ТЭМ2 | 7 | 2 |
На предприятии четыре основных производства:
Предприятие управляется через ЗАО «Управляющая компания „Брянский машиностроительный завод“». Генеральный директор — Анатолий Задорожный
Брянский машиностроительный завод.