Буддизм в Бурятии

10-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Буддизм в Бурятии (бур. Бүддын шажан) — региональная форма буддизма.

История проникновения буддизма[1]

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Понятия
Тексты
Хронология
Критика буддизма
Проект | Портал

Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II в. до н. э., протомонгольские народы (хунну, сяньби, кидани) были знакомы с буддизмом. На территории Иволгинского городища в хуннском захоронении найдены остатки буддийских чёток.

В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии (селенгинских и джидинских бурят); в конце XVII — начале XVIII вв. распространился на территории всего Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета из монастыря Лабранг Трашикьил в провинции Амдо.

В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них. (В июле 1991 буддисты Бурятии отметили 250 лет официального признания их религии). Длительное время в бурятском буддизме шла борьба за главенство между Цонгольским и Гусиноозёрским дацанами. В 1764 главный лама старейшего в Бурятии Цонгольского дацана стал Верховным ламой бурят Забайкалья, получив титул Пандита хамба-лама («учёный настоятель»), с 1809 г. главенство перешло к настоятелям Гусиноозёрского дацана. В конце XIX в. началось интенсивное проникновение буддизма в Предбайкалье — Северную Бурятию, где он встретил ожесточённое сопротивление со стороны шаманов и христианских миссионеров. До Октябрьской революции в Бурятии функционировало 46 дацанов, приходы которых были в основном организованы по территориально-родовому принципу.

В 20-х годах XX века часть бурят переселилась из Забайкалья (в основном из Аги) во Внутреннюю Монголию (местность Шэнэхэн) и продолжила там собственные буддийские традиции в дополнение к тем, что уже существовали в этом регионе.

Развитие буддизма

Историческая справка с справка с *Официального сайта Иволгинского дацана

Цогчен-дуган в Иволгинском дацане. 2012 год
Дуган Зеленой Тары в Иволгинском дацане. 2012 год
  • В 1701 году в Забайкалье было 11 дуганов.
  • В конце 1730-х и начале 1740-х годов был построен стационарный (Цонгольский) дацан.
  • В 1722 году была проведена граница между Монголией и Россией. Бурятские племена проживавшие и кочующие в северной части Монголии вошли в состав России. Перекрыв границы и добившись относительной оседлости кочевников бурят, русское правительство решило принять определённые решения по вероисповедным делам.
  • В 1741 году императрица Елизавета Петровна приняла Указ, по которому признавалось существование «ламайской веры» и утверждалось количество дацанов (11) и количество штатных лам (150). Буддизм был официально принят государственной религией в Российской империи.
  • К 1846 году в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии большое количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гэлуг, так и других направлений буддизма.
  • В 1869 году в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах.
  • В 1878 году в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор — Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу.
  • Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 году действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-е годы успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.

Современное состояние буддизма

Дуган «Деваджин» из Гусиноозёрского дацана. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья.
Мистерия Цам
В Иволгинском дацане

Детально см. информацию с Официального сайта Иволгинского дацана

В конце XIX — начале XX в. в бурятском буддизме началось мощное обновленческое движение, получившее дальнейшее развитие после установления в Бурятии советской власти.

  • В 1918 году вышел антирелигиозный закон, отделивший церковь от государства. В Бурятии действие антирелигиозного закона началось с 1925 года. Этот закон принёс народам нового Советского государства разрушение их духовной культуры, бурятам их буддийской культуры. Веками созданные и накопленные духовные ценности были разрушены и уничтожены за короткий период. Из сорока семи действующих дацанов и дуганов в начале века практически ничего не сохранилось. 1864 высокообразованных учёных ламы были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны.Источник?
  • В 1945 году вышло Постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. С 1946 заново открыты и действуют 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.
  • В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», религиозное высшее учебное заведение для подготовки кадров священнослужителей, преподавателей, переводчиков канонических текстов, художников иконописцев. Процесс образования проводится по системе монастырского образования традиции Гоман-дацана. В 1991 действующих дацанов в Бурятии стало 12.

Особенности

Хамбо-Лама (в центре) Гусиноозёрского дацана. 1886 год.

Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV века и получившей название Гэлуг (хотя есть сведения и о влиянии традиции Ньингма). Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур. Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.

Незначительные отклонения от общемахаянской традиции проявляются в бурятском буддизме в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике и обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов. В частности, в культовую систему буддизма были инкорпорированы и ассимилированы традиционные народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В эзотерической религиозной практике монахов большую роль играют методы тантрического происхождения, образующие основу буддизма Ваджраяны. Резкое различие в обрядности обыденного и эзотерического уровней буддизма проявляется также в том, что на первом особую сотериологическую роль в «спасении» верующих от страданий Сансары играет учитель-наставник (лама), а на втором — решающее значение придается личному морально-психологическому самосовершенствованию адепта с помощью тантрической практики, йогического созерцания и других эзотерических методов, позволяющих освободиться от причинно-следственной зависимости закона кармы (но всё же непременно под руководством учителя). В философском, психологическом и этическом учении бурятского буддизма нет серьёзных отличий от фундаментальных положений буддизма Махаяны, изложенных в тибетском варианте буддийского канона — Кэнгьюр (бур. Ганжуур) (108 томов) и Тэнгьюр (бур. Данжуур) (225 томов).

Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.

Из огромного количества различных культовых отправлений обрядового комплекса в бурятских дацанах в настоящее время отмечаются 6 больших хуралов: Сагаалган (Новый год), Дуйнхэр (Калачакра), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни), Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи), Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита), Зула-хурал (день памяти Цонгкхапы).

Буддийские храмы и монастыри

Улан-Удэнский дацан Хамбын Хурэ
Сартул-Гэгэтуйский дацан

Дацаны на территории Бурятии, Читинской и Иркутской областей.

  1. Улан-Удэнский дацан Хамбын Хурэ: 671050 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ.
  2. Агинский дацан: 674460, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, п. Агинское.
  3. Ацагатский дацан: Республика Бурятия, Заиграевский район, с Ацагат.
  4. Курумканский дацан: 671613, Республика Бурятия, Курумканский р-н, с. Курумкан.
  5. Сартул-Гэгэтуйский дацан: 671914, Республика Бурятия, Джидинский р-н, с. Гэгэтуй.
  6. Атаган-Дырестуйский дацан: 671911, Республика Бурятия, Джидинский р-н, с. Дырестуй
  7. Табангут-Ичётуйский дацан: 671971, Республика Бурятия, Джидинский р-н, с. Додо-Ичётуй
  8. Эгитуйский дацан: Республика Бурятия, Еравнинский р-н, с. Эгита.
  9. Санагинский дацан: 671930, Республика Бурятия, Закаменский р-н, с. Санага.
  10. Веб-сайт
  11. Кижингинский дацан: 671450, Республика Бурятия, Кижингинский р-н, с. Кижинга.
  12. Дацан Балдан Брэйбун: 671830, Республика Бурятия, Кяхтинский р-н, с. Мурочи.
  13. Тугнуйский дацан: 671340, Республика Бурятия, Мухоршибирский р-н, п. Мухоршибирь.
  14. Окинский дацан: 671030, Республика Бурятия, Окинский р-н, с. Орлик.
  15. Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан: 671294, Республика Бурятия, Селенгинский р-н, п. Гусиное Озеро.
  16. Кыренский дацан: 671830, Республика Бурятия, Тункинский р-н, с. Кырен.
  17. Хойморский дацан: 671023, Республика Бурятия, Тункинский р-н, курорт Аршан.
  18. Угданский дацан: 672043, Забайкальский край (Читинская область), с. Угдан
  19. Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан: 666110, Иркутская обл, п. Усть-Ордынский.
  20. Анинский дацан: 671410, Республика Бурятия, Хоринский р-н, с. Ана (село).
  21. Чесанский дацан: 671462, Республика Бурятия, Кижингинский р-н, с. Чесан.
  22. Читинский дацан: 672012, Забайкальский край (Читинская область), г. Чита.
  23. Цугольский дацан: 674436, Читинская обл, с. Цугол.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Буддийской традиционной Сангхи России
  • Самый первый дацан Бурятии — Анинский
  • Официальный сайт Иволгинского дацана
  • Буддизм в России

Примечания

  1. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. М., 1992 и данным словаря «Буддизм» (Л. Л. Абаева) (М., Республика, 1991)

Литература

  • Бардуева Т. Ц. Пандито Хамбо лама Даши-доржо Итигэлов и обновленческое движение в Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: 1994–0866.
  • Ванчикова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии: 1945—2000 гг. Изд-во БНЦ СО РАН, 2006
  • Жамсуев Б. Б., Ванчикова Ц. П. Земля Ваджрапани: Буддизм в Забайкалье. Изд-во Феория, 2008
  • Жуковская Н. Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии, 1997 ISBN 5201137113, ISBN 9785201137113
  • Манзанов Г. Е. Современное состояние религиозности в республике Бурятия // 2072-8662.
  • Нестёркин С. П. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы конференции, 23-24 июня 2001 г., Тамчинский дацан. Бурятский научный центр СО РАН, 2002
  • Буддизм в общественно-политических процессах Буря­тии и стран Центральной Азии / отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2012. — 160 с. — ISBN 978-5-9793-0470-0.
  • Буддизм в современных общественно-политических процессах Бурятии. — Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2012. — 200 с. — ISBN 978-5-9793-0559-2.
  • Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова, К. М. Герасимова, Д. Б. Дашиев, Г. Ц. Митупов; Отв. ред. д-р филос. наук В. В. Мантатов; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Бурятский филиал. Бурятский институт общественных наук. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1983. — 240 с. — 3700 экз. (в пер.)

Буддизм в Бурятии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47