06-09-2023
|
Первые буддийские монастыри (монг. Бурханы шашны хийд) монголов, джунгаров и бурят представляли собой комплексы соответствующим образом обустроенных юрт, кочевавших вместе с родами их владельцев-лам или ставками князей и ханов.
Первый стационарный монастырь в северной Монголии (Халхе), — Эрдэни-Дзу, — был построен Тушэту-ханом Абатаем в 1585 году. Со времени Дзанабадзара, первого монгольского Богдо-гэгэна, в Халхе началось массовое строительство новых монастырей. Монастыри основывались и содержались всеми слоями общества — от общеимперской администрации и халхаских ханов до мелкой знати и сомонных аратских сообществ.
К моменту социалистической революции 1921 года в Монголии насчитывалось свыше тысячи крупных и мелких монастырей и храмов. В период религиозных репрессий Чойбалсана большая часть их была разрушена и заброшена; имущество конфисковано. К настоящему времени монгольским буддистам возвращена часть уцелевших монастырей и храмов. К 1997 году в стране насчитывалось более 160 храмов и монастырей [1]
• Бурханы шашин Монголд • Буддизм в Монголии |
|
---|---|
Персоналии | |
Карма-бакши • Пагба-лама Сакья-пандита • Ёндонжамц Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Дамдинбазар Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат |
|
Учения | |
Красная вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Чод | |
Духовенство | |
Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • Джанджа
Хубилган • Хутухта • Цорджи |
|
Крупнейшие монастыри |
|
Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Манзушир Храм Чойджин-ламы • Шанх | |
Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хурал | |
Культ |
|
Ма́ни • Итгэл • Микчжи́м
Бурхан • Хадак • Обо́ • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих |
|
В дореволюционной Монголии за монастырями чаще всего закреплялся в качестве части названия тип, характеризовавший его на момент постройки, независимо от текущих социальных реалий. В настоящее время из них бытуют лишь хийд в значении «монастырь» и сүм в значении «храм». В российских же регионах расселения монгольских народов закрепилась следующая номенклатура:
Описывается ситуация, существовавшая в Халхе при маньчжурской династии.
В настоящее время немногочисленные сохранившиеся с 1930-х годов монастыри находятся либо в ведении Монгольской Ассоциации буддистов (напр. Гандантэгченлин), либо — в качестве музеев и памятников культуры — содержатся государством (напр. Чойжин ламын сум и большая часть построек в Эрдэни-Дзу).
В Монголии представлены практически все буддийские школы и учения, существовавшие в Тибете.
Помимо этого набора, могут строиться храмы, посвящённые какому-либо отдельному будде, бодхисаттве или идаму, особым образом связанному с данным монастырём, напр. храм Майтреи в Иволгинском дацане и т. п.
В старинной архитектуре Монголии искусствоведом Н. Цултэмом различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:
Юрты и шатры стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры.[5] Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.
В тибетском стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре Эрдэни-Дзу лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.
Китайский стиль был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов Амарбаясгаланта.
Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в Улан-Баторе сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.
Юртообразная молельня в храме Чойджин-ламы
Квадратный храм в стиле, основанном Г. Дзанабадзаром
Храм Лавран в Эрдэни-Дзу — тибетский стиль
Главный (гол) храм Амарбаясгаланта
Буддийские храмы и монастыри Монголии.