Бхагаван

28-06-2023

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Бхагава́н (санскр. भगवान्, Bhagavān IAST) — санскритский термин, часто используемый в индуизме по отношению к Верховному Существу или Абсолютной Истине как к Личности Бога, как к Богу в Его личностном аспекте. Эта личностная концепция Бхагавана более или менее тождественна общему понятию Бога в христианстве.

Бхагаван также используется как термин, тождественный слову «господь» в русском языке, как например «Бхагаван Кришна» или «Бхагаван Шива» и др. В буддизме и джайнизме, этим титулом называют Гаутама Будду, Махавиру и других Тиртханкар, а также бодхисаттв. В современном контексте, термин часто употребляется как уважительная форма обращения к духовным учителям в Индии.

Бхагава́тиженский род от «бхагаван», используется в индуизме как эпитет Дурги и других богинь.

Содержание

Этимология

В буквальном переводе означает «удачливый, благословенный, процветающий». Происходит от существительного бхага, означающего «удача, богатство», родственно славянскому Бог, также означает «прославленный, божественный, почитаемый, святой».[1]

В вайшнавизме

В богословии вайшнавизма, Бхагаван выступает как личностный аспект Абсолютной истины. Три уровня осознания Абсолюта описываются, в частности, в «Бхагавата-пуране»:[2]

  1. Брахман — безличный аспект Абсолюта. Достигая этого уровня, индивид обретает блаженное состояние сознания, подобное нирване в буддизме, и осознаёт величие вселенского всепронизывающего сияния Брахмана.
  2. Параматма — на этом уровне приходит осознание Параматмы, при котором становится возможным узреть Форму Бога, которая находится в сердцах всех живых существ, всегда сопровождая индивидуальную душу атман.
  3. Бхагаван — после достижения этого уровня, джива устанавливает прямые любовные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, в одной или нескольких из Его трансцендентных форм. В вайшнавизме этот уровень рассматривается как наивысший, как конечная стадия в осознании Бога.

Следует отметить, что другие философские школы индуизма придерживаются другой точки зрения на этот вопрос.

Определение шести основных качеств Бхагавана

Говорится, что Всевышний, Бхагаван, обладает бесчисленными духовными качествами, из которых принято выделять шесть основных. В «Вишну-пуране» (6.5.79) ведический риши Парашара перечисляет эти шесть качеств, называемых санскритским термином «бхага»:

  • Джнана («знание»)
  • Вайрагья («отрешённость»)
  • Яшаса («слава»)
  • Вирья («сила»)
  • Айшварья («богатство»)
  • Шри («красота»)

Понятие Бхагавана соотносится с монотеистической концепцией Бога, — это наивысшая личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью. Это значит, что Бхагаван обладает всей силой, всей мудростью. Бхагаван — это личность, обладающая силой, знанием, красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной, являющаяся самой сильной во всём творении, и т. д. со всеми другими своими качествами, её можно назвать Бхагаваном. В различных ведических писаниях индуизма утверждается, что эти шесть качеств Бхагавана привлекают абсолютно всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из них. Например в гаудия-вайшнавизме Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий. Для кришнаитов, слова Бог и Кришна суть одно.

Практика, позволяющая постичь аспект вечности, называется джнана-йогой. С постижением Брахмана, человек осознает 2 качества Бхагавана, знание и отречение.

Практика, позволяющая постичь Параматму — высшую душу в сердце, называется аштанга-йогой. Постигая высшую душу, человек обретает единство со сверхсознанием, в дополнение к вечности. С постижением высшей души человек постигает 4 качества Бхагавана, это Его могущество и славу, в дополнение к знанию и отречению.

Практика, позволяющая постичь Высшую Личность, Бога, называется бхакти-йогой. На этой ступени осознания Истины человек в дополнение к вечному знанию обретает блаженство. На этом уровне человек осознает все качества Бхагавана. Как Личность Бога проявляет себя как Брахман и Параматму, так и бхакти (любовное служение Богу) является основой всех других форм самосовершенства. Поэтому в вайшнавизме утверждается, что духовная практика, лишенная элементов преданного служения Богу обречена на крах. Именно по этой причине духовные практики в традициях бхакти делают упор на бескорыстном служении Богу.

Историческое использование термина

Самые ранние свидетельства существования религии бхагавата относятся примерно ко V веку до н. э. Одим из таких свидетельств является надпись на колонне Гелиодора, в которой греческий посол из Таксилы в царстве Сунга, провозглашает себя «бхагаватой» («хелиодорена бхагаватена»):

Devadevasa Va [sude]vasa Garudadhvajo ayam karito i[a] Heliodorena bhaga- vatena Diyasa putrena Takhasilakena Yonadatena agatena maharajasa Amtalikitasa upa[m]ta samkasam-rano Kasiput[r]asa [Bh]agabhadrasa tratarasa vasena [chatu]dasena rajena vadhamanasa

Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления…. (текст не сохранился)… три бессмертных шага . …. (текст не сохранился)…и практика, которая ведёт нас на небеса — самоконтроль, благотворительность, и усердие.[3]

Слово «бхагават» часто используется в ранних текстах пали для описания Будды, а также употребляется в ануссати как одно из слов для описания «татхагатхи». «Сакамуниса бхагавато» — надпись кхароштхи, обнаруженная на вазе, которую поместил в буддистскую ступу греческий меридарх (правитель провинции) по имени Феодор:[4]

Меридарх Феодор возложил здесь мощи Господа Шакьямуни на благо всех людей.[5]

См. также

Примечания

  1. Macdonell Sanskrit-English dictionary
  2. Бхагавата-пурана 1.2.11
  3. Garuda (Heliodorus) Pillar of Besnagar
  4. The Greeks in Bactria and India, W.W. Tarn, Cambridge University Press. p. 391
  5. Swāt relic vase inscription of the Meridarkh Theodoros

Литература

  • Ватман, С. В. (2005), Бенгальский вайшнавизм, СПб.: http://books.google.com/books?id=wgpDAAAACAAJ> 

Ссылки

  • Библиотека ведической литературы

Бхагаван.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47