Введенский, Александр Иванович (поэт)

19-10-2023

Александр Введенский
Имя при рождении:

Александр Иванович Введенский

Дата рождения:

23 ноября 1904(1904-11-23)

Место рождения:

Санкт-Петербург,
Российская империя

Дата смерти:

19 декабря 1941(1941-12-19) (37 лет)

Гражданство:

Российская империя
СССР

Род деятельности:

поэт, прозаик, драматург, детский писатель.

Направление:

модернизм, заумь, бессмыслица, алогизм, абсурд.

Жанр:

стихотворение, проза, драма.

Язык произведений:

русский.

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря1904, Санкт-Петербург19 декабря 1941) — русский, советский поэт, драматург. Участник объединения ОБЭРИУ.

Содержание

Биография

Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком ОБЭРИУ. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени "трудовой школой") поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921 — 22 на электростанции «Красный Октябрь».

Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.

В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» - Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался "Три левых часа". Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С.Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм.

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова. Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» — передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

"Последние левые" довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью "непонятных" поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок "бывшего гимна"), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы.

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде); полные публикации его наследия начались только с конца 1980-х годов (напр. Собрание сочинений в 2 т. М.: Гилея, 1993). При этом публикаторы не прислали вдове Введенского Г. Б. Викторовой и её сыну Борису Викторову ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали[1]. Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший доверенность от Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием[2]. Это привело к тому, что сборники поэтов ОБЭРИУ стали выходить с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения» автора.[3][4]

Память

17 июля 2011 года в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога-2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 года, была установлена мемориальная арт-доска[5][6][7].

Детские книги

  • Много зверей, 1928
  • Кто? Детские стихи, 1930
  • Щенок и котенок, 1937
  • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
  • А ты? 1941

Литература

  • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
  • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х т. М.: Гилея, 1993.
  • Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993)
  • Введенский А.И.Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г.А.В.Траугот.
  • Lejeune B. «Alexandre Vvedenski» / В кн. «Œuvres complètes» Александр Введенский на русском и французском. — Париж: Дифферанс, 2002.
  • Поэт Александр Введенский. Сборник материалов. Белград — М.: Гилея, 2006.
  • И. Н. Антанасиевич. Птицы в творчестве Введенского. — Волшебная Гора, вып. XI, Москва, 2005; http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2422.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Греппи Дж. А. Введенский и кинематографическое изображение раздробленности времени // Сб. материалов конференции А. Введенский в контексте мирового авангарда". - М., 2006, с. 56-66
  • Бондарь-Терещенко И.«Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова
  • Введенский А. Всё // [1] / Сост. А. Герасимова. — М.: ОГИ, 2010. — 736 с. — ISBN 978-5-94282-596-6
  • «Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова // ©оюз Писателей. — 2011. — № 13.
  • Коммуникативная специфика пьесы А.И. Введенского "Ёлка у Ивановых"// Топос. — 2011.

Примечания

  1. Борис Викторов. Александр Введенский и мир, или «Плечо надо связывать с четыре». — В кн.: А. Введенский. Всё., с. 470, 562
  2. Защитник абсурда. // «Коммерсантъ» № 72 (4127), 22.04.2009
  3. Первый сборник поэта Введенского выходит после 17 лет "молчания" // РИА Новости, 25/11/2010
  4. Илья Бражников. Заговор против русской поэзии раскрыт? // Правая.Ru, 29.11.2010
  5. Спасибо!!!. 1-я Петроградская велоночь (Velonotte Pietrogrado) (17.07.2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 11 августа 2011.
  6. Петроградская академическая велоночь! - Маленький отчёт. МосКультПрог (17.07.2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 11 августа 2011.
  7. "Велоночь": По праву руля. Фонтанка.ру (18.07.2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 11 августа 2011.

Ссылки

  • Биография, произведения, статьи
  • Биография в энциклопедии «Кругосвет»
  • ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
  • М. ЧЕРЕПАНОВ. «Сдан на станции для погребения…»
  • «ПОТЕЦ» — мультфильм по мотивам текста Александра Введенского
  • АЛАН ЖУКОВСКИЙ. Коммуникативная специфика пьесы А.И. Введенского "Ёлка у Ивановых".
  • ru_vvedensky — сообщество Александра Введенского в ЖЖ

Введенский, Александр Иванович (поэт).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47