Военный транспорт

22-09-2023

Военный транспорт — транспорт, обеспечивающий перевозки войск и военной техники, а также снабжение войск всем необходимым.

До середины XIX века в военных целях применялся только гужевой, вьючный и водный транспорт.

В 1809 году в Российской империи было издано «Учреждение об управлении водными и сухопутными сообщениями», по которому все водные и сухопутные пути сообщения разделялись на 10 округов, во главе которых назначались окружные начальники. Окружные начальники подчинялись главному директору, при котором был учрежден совет в составе 3-х советников, являющихся генерал-инспекторами водных и сухопутных сообщений, а также экспедиция из 3-х отделов: 1-й ведал водными сообщениями; 2-й — сухопутными сообщениями; 3-й — торговыми портами. Выбор почтовых трактов или других путей сообщения под военные дороги и приписка к ним соответствующей полосы земли производились на заседании у начальника главного штаба по докладу генерал-квартирмейстера и дежурного генерала. Это решение утверждалось главнокомандующим и поступало на исполнение к генерал-вагенмейстеру и директору военных сообщений.

С середины XIX началось использование в военных целях железных дорог. Так, когда в 1847 был открыт первый участок железной дороги Санкт-Петербург-Москва (между Петербургом и Колпино), то уже 4 июня следующего года по нему была перевезена направлявшаяся из Колпино в Петербург партия рекрутов в количестве 250 чел., а 24—27 августа из Петербурга в Колпино были перевезены три полка 1-ой гренадерской дивизии в количестве 7500 чел., следовавшие в Новгород по окончании лагерного сбора. 24 ноября 1851 г. было издано первое циркулярное распоряжение военного министерства и приказ по генеральному штабу № 448 от того же числа о регулярном использовании железной дороги для воинских перевозок.

Первые случаи военного использования железных дорог имели место уже в 50 — 60-е годы XIX века. Во время франко-итало-австрийской войны 1859 г. впервые по железной дороге были оперативно переброшены крупные войсковые подразделения (железнодорожный манёвр). Это способствовало успешному наступлению войск.

В 1869 году в России приказом военного министра был создан Комитет по передвижению войск, при Главном штабе и была учреждена должность заведующих передвижением войск на линиях железных дорог и водных. В районах, прилегающих к границам, по требованиям военных строилась более густая сеть железных дорог и сооружались рокадные линии для переброски войск с одних участков приграничной полосы на другие.

Несмотря на быстрый рост железнодорожной сети Российской империи, к началу Первой мировой войны число железнодорожных линий, выходивших к западной границе Российской империи от устья Немана до устья Дуная, составляло со российской стороны 13, а со стороны Германии и Австро-Венгрии — 32. Россия могла подавать к фронту ежесуточно 223 эшелона, Германия — 550, Австро-Венгрия — 226. Благодаря развитому железнодорожному транспорту Германия и Австро-Венгрия имели возможность закончить сосредоточение своих сил между 13-м и 15-м днями мобилизации, тогда как Россия могла это сделать только на 28-й день и то не полностью.[1]

Во время Первой мировой войны гужевой транспорт для доставки припасов в войска от конечных станций начали заменять автомобильным.

Военно-транспортная авиация впервые была применена на войне в 1936 г. во время Гражданской войны в Испании, когда немецкие транспортные самолеты перебросили войска Франко из Марокко в Испанию.

Во время Второй мировой войны Германская группа армий «Центр» (до 1,8 млн человек) обслуживались в среднем 1700 поездов в месяц.[2] Во время Курской битвы общие советские перевозки в район боевых действий достигли 540 тыс. вагонов, или в среднем 3000 вагонов в сутки. Такие огромные перевозки осуществлялись под постоянным воздействием авиации и артиллерии противника. Во время Второй мировой войны выяснилось, что железнодороджный транспорт требует отвлечения больших сил для его защиты от авиации противника и из-за образования поврежденных участков, мостов, перегрузочных районов может применяться лишь ограниченно. Автомобильный транспорт, который был главным средством перевозок во фронтовом, армейском и войсковом тылу, обладал большей живучестью.

Германский воинский эшелон в 1943 году. На переднем плане САУ Marder I.

Во время Второй мировой войны немцы использовали «воздушный мост» для снабжения десанта на Крите и окруженных группировок под Демьянском и Сталинградом. Американцы использовали трансконтинтальный «воздушный мост» по линии Бразилия — Нигерия — Судан -Египет.[2]

Воинский эшелон перевозит ЗРК С-300.

В послевоенное время роль воздушного транспорта для переброски войск и их снабжения значительно увеличилась. Для этой цели при отсутствии аэродромов теперь применяются вертолеты.

Погрузка военных грузов в военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» на датской военной базе (2005).

См. также

Примечания

  1. Ростунов И. И. Русский фронт первой мировой войны. М.: «Наука», 1976
  2. ↑ Е. Э. Месснер. Лик современной войны. Буэнос-Айрес, 1959.

Ссылки

  • Военный транспорт. Война и мир в терминах и определениях
  • История железных дорог
  • И. Мартыненко. История возникновения службы военных сообщений в России
  • И. МАРТЫНЕНКО.СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ накануне и в годы Первой мировой войны
  • И. Мартыненко. СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ РККА В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ

Военный транспорт.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47