Воронцовский дворец (Одесса)

22-10-2023

Дворец
Воронцовский дворец
Дворец генерал-губернатора М. Воронцова
Главный корпус. Вид начала XXI века.
Страна Российская империя
Страна Украина
Г. Одесса Воронцовский пер., 2а
Тип здания Дворец
Архитектурный стиль Ампир
Автор проекта Боффо Ф. К.
Строитель Боффо Ф. К.
Первое упоминание 1826 год
Дата основания 1826 год
Строительство 18261828 годы
Основные даты:
193536Реконструкция комплекса для Дворца пионеров. Арх. Кундерт В. И.
1947Восстановление и реставрация после Великой отечественной войны,
арх. Лихтеншпуль Д. М.

198688Послепожарная рестaврация главного здания, арх. Иваненко И. А.,
Мотырева Н. Н., Пилявский В. А.

Здания:
Главное здание усадьбы • Бельведер-колоннада • Манеж • Хозяйственное крыло • Орловский корпус (не сохранился)
Известные обитатели М. С. Воронцов, Е. К. Воронцова
Статус Памятник истории и  памятник архитектуры

46°29′24″ с. ш. 30°44′19″ в. д. / 46.49° с. ш. 30.738611° в. д. (G) (O) (Я)

Воронцо́вский дворе́ц — дворцовый комплекс резиденции генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (позже — мужская гимназия Юнгмайстер, Общество акклиматизации животных, с 1936 года — Дворец пионеров) в составе: главного здания усадьбы, бельведера-колоннады, манежа, хозяйственного крыла и Орловского корпуса (последний разрушен в 1944 г.). Памятник архитектуры республиканского значения, построен в 182628 гг. Расположен в г. Одесса на Приморском бульваре по адресу пер. Воронцовский 2а.[1]

Содержание

История

Построен дворец на самом северном краю приморского холма, в месте, где когда-то была расположена турецкая крепость Хаджибей. «На западном конце теперешнего Николаевского бульвара, там, где был незначительный домик помещика Куликовского, граф Воронцов выстроил свой великолепный дом» — писал историк Н. А. Мурзакевич в книге «Одесская старина». Сооруженное по проекту архитектора Ф. К. Боффо в 1827 году в стиле ампир, здание на десятилетия стало одним из самых примечательных в Одессе.

Дворец визуально соткан из сочетаний прямых и дугообразных составляющих, архитектор использовал контраст между большими глухими гладкими поверхностями и колоннадами. В роскошных интерьерах, оформленных знаменитым скульптором и живописцем Карлом Скотти, использованы приёмы романтизма. Интерьеры дворца представляют собой лучшие образцы сохранившихся интерьеров Одессы эпохи ампира. Парадные комнаты первого этажа включают переднюю, бильярдную, полуциркульную столовую c обширной открытой террасой, дающей прекрасный вид на Одесский залив, большой зал (с роскошными дверьми, в филёнках под ляпис-лазурь и бронзу, с янтарынми ручками, привезёнными сюда из царского Михайловского дворца в Петербурге, с камином дорогой мозаики en pierres fines), библиотеку, «комнату манускриптов», «китайский кабинет» графини Е. К. Воронцовой, «турецкую комнату». Последняя — самая элегантная, имеет высокий потолок в «готическом вкусе», решённый в светло-зелёных тонах с большим количеством пышной позолоты. Столовая украшена пилястрами коринфского ордера с полуциркульными нишами для статуй или для вазонов с цветами. Потолок столовой украшает богатая лепнина. Второй этаж дворца, на котором находились жилые комнаты, оформлен просто и без декоративных излишеств.[2]

В 1837 году на второй день пребывания в Одессе в новом дворце одним из первых побывал поэт В. А. Жуковский, после чего в его дневнике появилась лаконичная запись: «28 августа. Прогулка по городу. Осмотр дома графа Воронцова. Оранжереи. Медальный кабинет. Библиотека.» Речь идет о богатейшей библиотеке графа, книгами из которой А. С. Пушкин пользовался ещё до того, как она заняла специально отведённый зал в новопостроенном дворце. Впоследствии книжное собрание Воронцова было подарено местному университету, где под названием «Воронцовский фонд» хранится и посейчас.

Высказывания о дворце

Колоннада перед дворцом

Русскому читателю дворец впервые представила в 1841 году известная тогда писательница Елена Ган в повести «Теофания Аббиаджио»: «На самом углу земляного утеса стоит великолепный дом с садом, оранжереями, террасами и красивою колоннадой впереди.»

  • «Это большое гладкое здание, как и все в Одессе, оштукатуренное. К дому примыкают конюшни, выстроенные против главного входа. Вокруг здания находится сад, оканчивающийся в сторону бульвара великолепной решёткой. Под прямым углом к дому находится большое крыло, содержащее несколько обширных комнат» — писал английский врач Эдвард Мортон.

Возвратившийся из Одессы американский путешественник Стеффенс утверждал, что дворец «по орнаменту и отделке внутри много выше таких в Италии».

  • «Оранжерея, окруженная вверху оббегающей галереей, является одним из прекраснейших мест дворца» — писал польский писатель Юзеф Крашевский.

Каждый автор рассказывал о дворце сообразно своим вкусам.

Прошедшие десятилетия «унесли» с собой и боковой флигель дворца, о котором написал Мортон (о нём сегодня напоминает лишь контур замурованных дверных проемов, проступающих сквозь штукатурку глухой торцевой стены дворца), и Воронцовский фонтан, о котором уже ничто не напоминает, и красочную чугунную металлическую решётку, отлитую известным петербургским мастером Ч. Бёрдом и отправленную на металлолом в 1950-х годах.

Крымская война

10 апреля 1854 года, во время Крымской войны, соединенная англо-французская эскадра бомбардировала Одессу. Дворец стоял на холме, и суда эскадры пристреливались именно по нему. За один день здание было сильно разрушено.

Об этом дне сегодня напоминает ядро в цоколе памятника дюку Ришельё и старинная чугунная пушка с севшего на мель английского фрегата на Приморском бульваре.

«Кроме пожжённых судов, многие дома бульварные потерпели от ядер, так: в дом и сад князя Воронцова попало до 200 ядер»,— писал Н. Мурзакевич. Одно из них и теперь можно увидеть в стене нынешнего балетного класса на первом этаже дворца.

Когда Воронцов узнал о бомбардировке Одессы, то написал «надежно укрыть редкие книги», которые считал главным сокровищем дворца.

Революционный период (1917 — 1920-e гг)

4 марта 1917 года «Рабочий комитет по созданию Совета» обратился с призывом к одесским рабочим: «Положим конец нашей распыленности, нашей раздробленности -причинам нашей слабости,- соорганизуемся по фабрикам, заводам и мастерским и общими дружными усилиями всей рабочей семьи города Одессы создадим свой Совет рабочих депутатов». Через два дня над Воронцовским дворцом был поднят красный флаг Одесского Совдепа. Тут почти ежедневно проходили заседания, на которых обсуждали вопросы «момента», сюда приходили депутации, возле дворца устраивали митинги и демонстрации.

Во дворце также размещался штаб Красной гвардии, что, естественно, негативно отразилось на обстановке дворца.

На одной из центральных улиц города находился красивый особняк, в котором раньше проживал генерал-губернатор, теперь здесь у дверей, опершись на винтовку, стоял часовой. На балконе здания, как бы всматриваясь вдоль улицы, застыл пулемёт

— Л. Ленский, повесть «Школа ненависти»

 Воронцовский дворец в дни январских событий 1918 года возникает в романе Валентина Катаев «Зимний ветер»:

Гаврик невесело улыбнулся. Он подумал о том, что вокруг было много памятников — как на кладбище! — знаменитых зданий, дворцов: хотя бы тот же Воронцовский, в самом дальнем конце бульвара со своей знаменитой полуциркульной античной ротондой из семи белоснежных колонн [3] на дымном фоне Пересыпи…Это был его город, и он теперь дрался в нём за Советскую власть

К концу двадцатых годов XX века от великолепия внутреннего убранства мало что сохранилось:

…все убранство комнат было в свое время перевезено в Алупкинский дворец, роскошная же библиотека вошла в состав одесской «Библиотеки высшей школы». Паркет, двери и камины сильно попорчены. Потолковая живопись от сырости местами испортилась. …камин, находящийся в большой зале. Он гармонировал своими цветными камнями, изображавшими птиц и растения, с росписью верхней части стен под карнизом (гирлянды цветов и венки). К сожалению, эти цветные камни сорваны, … Камин следующей за залой комнаты, представляющий своим рисунком подражание античной вазовой краснофигурной живописи (по черному полю розетки, вазы и две летящих женских фигуры красного цвета), сильно обветшал и попорчен.

— Селинов В. И. Воронцовский дворец, как культурно-исторический памятник г. Одессы 1928 г.

Изображения

Изображения Воронцовского дворца 20-х годов ХХ века.

Шахматный клуб

  • В [1].
  • «Во Дворце пионеров были созданы условия для игры юных шахматистов и шашистов. Первыми крупными успехами одесситов стала победа команды юношей в первенстве Шахматный король Одессы.
  • "Вот наш Дворец Пионеров. Его, к счастью, недавно покрасили, хотя работ по ремонту ещё много. В этом Дворце пионеров я был и учеником и учителем. В свое время я ходил в шахматный кружок. Здесь получил свой пятый разряд. Здесь я учился уму у Самуила Мутовича [2]

Дворец пионеров

Дворец пионеров был торжественно открыт 31 декабря 1936 года. Потом, в 1941-м, Дворцу пионеров довелось вместе с городом пережить те дни, которые напоминают о себе рассказом:

После войны Дворцу пионеров присвоили имя юного связного советского подполья Яши Гордиенко.

См. также

Примечания

  1. Пилявский В.А. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. — 2-е изд. — Одесса: Optimum, 2010. — С. 23. — 276 с. — ISBN 978-966-344-377-5
  2. Пилявский В.А. Архитектура Одессы: стиль и время. Архитектурно-историческое эссе. — 2-е изд. — Одесса: Optimum, 2010. — С. 12, 13. — 137 с. — ISBN 978-966-344-383-6
  3. На самом деле колонн десять

Ссылки

  • Франс Боффо (фото)
  • проф. Статья «Воронцовский дворец, как культурно-исторический памятник Одессы» в журнале «Вісник Одеської комісії краєзнавства при Українській академії наук. Секція соціально-історична.» - Одеса, 1929. - Ч. 4-5. - С. 65 - 74.


Воронцовский дворец (Одесса).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47