16-10-2023
Вьеты (Юэ) | |
Чьеу Тхи Чинь • Нам Фыонг • Сёстры Чынг Фан Бой Чау • Ле Лой • Нгуен Динь Тьеу Зя Лонг • Хо Ши Мин • Нго Бао Тяу |
|
Самоназвание |
вьет, кинь |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: 73,5 млн. чел |
|
Язык | |
Религия |
буддизм, даосизм, конфуцианство, католицизм, протестантизм, као-дай, хоа-хао |
Расовый тип | |
Родственные народы |
Вьеты (вьетнамцы; самоназв. — Việt, вьет (кит. юэ); Kinh, кинь, кит. 京, цзин, Jing, Gin) — основной народ Вьетнама, один из вьет-мыонгских народов. Общая численность — 73,5 млн чел. (2006, оценка), в том числе во Вьетнаме — 70,8 млн чел., Камбодже — 597 тыс. чел., Таиланде — 103 тыс. чел., Лаосе — 94 тыс. чел., Малайзии — 83 тыс. чел., Китае — 30 тыс., США — 1,2 млн чел., Канаде — 151 тыс. чел., Австралии — 174 тыс. чел., Франции — 302 тыс. чел., Германии — 83 тыс. чел., Украине — 3,9 тыс. чел., России — 26,2 тыс. чел., в том числе в Москве — 15,6 тыс. чел. (2002, перепись).
Вьеты говорят на вьетнамском языке. По религии — буддисты, даосисты, конфуцианцы; есть католики (5—10 %), протестанты, на юге — приверженцы синкретических культов Као-Дай и Хоа-Хао.
Содержание |
Предки вьетов и мыонгов — лаквьеты (кит. лоюэ) — являются автохтонным населением Северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов в начале I тыс. до н. э. и продвинулись в бассейн реки Красная.
С лаквьетами связывается донгшонская культура Северного Вьетнама. Ими создано первое вьетнамское государство Ванланг. Позже к ним присоединились родственные горные племена аувьеты (кит. оуюэ) и создали новое государство Аулак.
В древности лаквьеты (лоюэ) назывались байюэ и входили в многоэтническую общность племён, известных из древнекитайских источников I тысячелетия до н. э., говоривших на языках юэ (вьетн. вьет, кит. трад. 越語, упр. 越语, пиньинь: Yuèyǔ) и населявших во II—I тыс. до н. э. юг Китая от низовьев Янцзы.
Княжество Юэ существовало в эпоху Восточного Чжоу, в периоды Чуньцю и Чжаньго. Оно находилось на территории современной китайской провинции Чжэцзян.
В древнекитайских источниках, помимо Княжества (царства) Юэ, также упоминаются следующие названия юэ-язычных племен: дунъюэ («восточные юэ»), миньюэ («юэ в районе Минь»), наньюэ (или Намвьет — «южные юэ»), оуюэ («юэ из района Оу», в другом чтении Ау), а также байюэ, или «сто (то есть множество) юэ».
Типична для народов Юго-Восточной Азии.
Основное традиционное занятие — пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса, два основных — твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Ремёсла — ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др.
Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме — алтарь предков. Внутреннее убранство — нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др.
Традиционная мужская и женская одежда — прямозастежная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм (аозай) — приталенное правозапашное платье-халат с со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой[1]. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нонла). В традиционный костюм женщин дельты Красной реки включается ещё платье с четырьмя полами (аотытхан). А вместе с ним должны быть красный передник, головной платок «мокуа», широкополая шляпа с бахромой (нонкуайтхао). Это своеобразие моды вьетов. Платье с четырьмя полами (аотытхан) и чёрный головной платок «мокуа» являются традиционным костюмом вьетнамских женщин в дельте Красной реки[2]. Платок «мокуа» всё ещё востребованный в обычной жизни в наше время, был обновлён, но, как и прежде, выражает оригинальную культурную черту народности вьет. Платок «мокуа» становится красивой чертой культуры во время деревенских праздников в северных краях Вьетнама. Однако в обычной жизни способ одевать платок упрощён. Молодые и пожилые женщины надевают его, прихорашиваясь, и чтобы их волосы становились аккуратными, обновлёнными.
Основная пища вьетов — рис, овощи, рыба, соевый соус (ныок мам), на севере — соевое молоко; распространённые блюда — суп из рисовой лапши (фо), рисовые блинчики с мясной начинкой (нем); традиционные напитки — чай, рисовая водка.
Распространены курение табака, жевание бетеля, обычай чернения зубов.
Сохраняется деление на патронимии (ок. 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков. На Новый год (Тэт) выпекают пирог из клейкого риса (баньтьынг), дом украшают ветками цветущего персика, устраивают гонки на лодках, шествия с изображением дракона, вывешивают фонари и др.
Фольклор — цикл преданий о первопредке и культурном герое государе драконе Лак Лонг Куан, его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа; о борьбе духа гор Шон Тиня с духом воды Шон Тхюи за обладание дочерью правителя Ми Ныонг, о сёстрах-воительницах Чынг, о Золотой Черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече, эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек Тхань Мау.
Традиционные музыкальные инструменты — 5-, 4- и 3-струнный щипковые, 2-струнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и др.
Вьеты.