Гарнаев, Юрий Александрович

20-07-2023

Гарнаев Юрий Александрович
Дата рождения

17 декабря 1917(1917-12-17)

Место рождения

Балашов, СССР

Дата смерти

6 августа 1967(1967-08-06) (49 лет)

Место смерти

Ле Ров, Франция

Принадлежность

СССР

Род войск

ВВС

Годы службы

19381945

Звание

капитан

Часть

939 ИАП, 718 ИАП

Сражения/войны

Советско-японская война

Награды и премии

Связи

Султан, Амет-хан; Комаров, Владимир Михайлович; Гагарин, Юрий Алексеевич; Лацков, Николай Сергеевич; Береговой, Георгий Тимофеевич; Громов, Михаил Михайлович; Коккинаки, Владимир Константинович; Галлай, Марк Лазаревич; Сикорский, Игорь Иванович; Гарнаев, Александр Юрьевич

В отставке

лётчик-испытатель

Юрий Александрович Гарнаев (19171967). Советский лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964).

Содержание

Биография

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области.

Об авиации я сначала даже не мечтал — время было слишком трудное. ​Семья наша жила бедно, я ведь наелся в первый раз досыта, когда попал ​уже в лётную школу.[1]

В 1939 окончил Энгельское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в Советско-Японской войне в составе 718 ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвел 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский.

С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.

В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.

В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.

Наградной лист на Орден Отечественной войны I степени

В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.

В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.

Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.

Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).

В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС).

К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.

В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.

Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя прежде всего рабочим. И это верно. Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира.[1]

16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий летчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом.[2]

21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолётной техники. Затем осуществлял полёты в ряде стран Европы на производство уникальных лётных монтажных работ с внешней подвески вертолёта по контракту с французской фирмой Сьюд.

Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков.

Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом.

Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

Погиб 6 августа 1967 года в катастрофе вертолёта Ми-6ПЖ[3] при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище [4].
(В момент гибели его младшему сыну Героем России, Заслуженным лётчиком-испытателем РФ).

Причины катастрофы

Катастрофа вертолета Ми-6ПЖ
Общие сведения
Дата

6 августа 1967

Причина

Не выяснена

Место

Франция, в районе г. Ле Ров

Погибшие

9

Воздушное судно
Модель

Ми-6ПЖ

Авиакомпания

Аэрофлот

Бортовой номер

СССР 06174

"В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера[5] — погиб"[6].

Расследование катастрофы вертолета Ми-6ПЖ вела французская сторона. Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках обнаружить не удалось.

Однако до настоящего времени существует несколько версий причин катастрофы:

1. Вертолёт задел скалу (по другим данным линию электропередач) хвостовым винтом, который разрушился. После чего корпус вертолета начал произвольно раскручиваться вокруг вертикальной оси. Экипажу удалось посадить вертолёт на площадку сверху плоскогорья, однако вертолёт вращаясь, сорвался с обрыва, упал вниз на горящий в ущелье лес.

2. Резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в результате попадания вертолёта в зону высокой температуры в момент нахождения над горящим лесом [7].

3. Диверсионный акт.

Освоенные типы летательных аппаратов

По-2 (У-2), Р-5, И-5, И-15Бис, УТИ-4, И-16, Як-9, Як-3, S-58, вертолет V-44, Ми-1, Ми-3, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ка-18, винтокрыл Ка-22, вертолет Як-24, Турболёт, Як-36, «Алуэтт» II, «Алуэтт» III, Ту-14, Ту-16, Ту-104, Ан-10, МиГ-15УТИ, МиГ-21Ф.

К 1960 году освоил 90 типов летательных аппаратов. Всего освоил более 120 типов летательных аппаратов.

Память

Теплоход "Юрий Гарнаев". Феодосийский морской порт.
  • Улица в городе Балашове
  • Улица в городе Улан-Удэ
  • Улица в городе Феодосии
  • Улица в городе Жуковском
  • Улица в городе Чехов
  • Площадь в городе Симферополе
  • Мемориальная табличка на доме, где жил Ю. А. Гарнаев в городе 55°35′28.98″ с. ш. 38°07′21.24″ в. д. / 55.591383° с. ш. 38.122567° в. д. (G) (O)55°35′28.98″ с. ш. 38°07′21.24″ в. д. / 55.591383° с. ш. 38.122567° в. д. (G) (O).
  • В городе Ле Ров (Франция) памяти погибшего экипажа установлен памятник43°21′43.73″ с. ш. 5°13′43.42″ в. д. / 43.362147° с. ш. 5.228728° в. д. (G) (O)43°21′43.73″ с. ш. 5°13′43.42″ в. д. / 43.362147° с. ш. 5.228728° в. д. (G) (O).
  • Его именем назван теплоход, базирующийся в Феодосийском порту.
  • «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева», г. Балашов, Координаты N 51°33.128 E 43°08.478.
  • В Балашовском краеведческом музее есть экспозиция, посвящённая Ю. А. Гарнаеву
  • Его именем назван благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам «Русская Берёза»
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7720085020объект № 7720085020

Награды

Сочинения

  • Книга «Проверено на себе» (Документы, дневники, воспоминания. Составитель сборника Меркулов А.)

Книге присуждена особая премия Всесоюзного конкурса им. Александра Фадеева (посмертно), 1970. Книга трижды переиздавалась: 1970, 1976, 1986 гг.

  • Книги «Аэроузел», «Аэроузел-2» (+ Гарнаев А.Ю.) Книги трижды переиздавались: 1995, 1999, 2001 гг.
  • Автор стихов
  • Автор ряда очерков в советских журналах

Литература

  • Гарнаева Г. Ю. «Ты обещал вернуться…»

Воспоминания (авиационно-исторические эпизоды — Руденко М. И.)

  • «Аэроузел-2», глава «Тёмная сторона жизни»
  • На всём, что только может летать…»
  • Юрий Александрович Гарнаев
  • Меркулов А. Г. «В путь за косым дождём», документальная повесть (Ю. А. Гарнаев — одна из центральных фигур повествования)
  • Звягинцев В. Е. Трибунал для «сталинских соколов» — М.: Терра. Книжный клуб, 2008 г.
  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР — М., 2009.

Фильмы

  • Документальный фильм о Ю. А. Гарнаеве «Люди Земли и Неба», (Б. Т. Добродеев и С. Д. Аранович) 1969 г., Ленинградская студия документальных фильмов. Первое творческое объединение.
  • Документальный фильм «Смертельная вертикаль лётчика Гарнаева», 2007 г., режиссёр: Георгий Ратушев, ООО Студия «Крылья России».

Ссылки

  •  Гарнаев, Юрий Александрович на сайте «Герои страны»
  • В. П. Васин, А. А. Симонов. «Испытатели ЛИИ»
  • Юрий Гарнаев. Гибель во имя жизни
  • Испытания вертолёта Ка-22
  • Видео: испытания Турболёта
  • Видео: полёты Турболёта
  • Г. Ю. Гарнаева книга воспоминаний об отце «Ты обещал вернуться…»
  • Все документальные фильмы про Юрия Александровича Гарнаева
  • Могила на Новодевичьем кладбище (уч.6)

Примечания

  1. 1 2 Из книги «Проверено на себе»
  2. [Пауков В.С., Лекции по судебной медицине: учебное пособие, стр.95]
  3. Ми-6ПЖ
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 6. Восьмеричный путь — Германцы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 767 с.: ил.: карт.
  5. В некоторых источниках неверно приведена его фамилия как "Тенеф". Правильно: Владимир Тепфер (Vladimir Tepfer).
  6. Сообщение ТАСС
  7. «Ты обещал вернуться…» Г. Ю. Гарнаева (авиационно-исторические эпизоды — кандидат наук М. И. Руденко)
  8. К 40-летию со дня героической гибели советского экипажа во Франции
  9. Mil Mi 6 Sécurité Civile — Aérostèles

Гарнаев, Юрий Александрович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47