В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Гельман.
Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман (род. 25 октября 1933, Дондюшаны, Королевство Румыния) — советский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель.
Биография
Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился в Румынии, в бессарабском селе Дондюшаны (ныне — райцентр Дондюшанского района Молдавии) в семье Исаака Давидовича (1904—1981) и Мани Шаевны (1910—1942) Гельман. В начале войны семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе т. н. марша смерти; в итоге из 14 депортированных членов его семьи до освобождения дожили только он и его отец.[1]
После войны жил в Кишинёве, работал слесарем, окончил военное училище, служил в армии в офицерском чине, работал на стройках и заводах, был даже партработником[2].
В 1966 приехал в Ленинград. С 1967 по 1971 год работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий».
В 1978 году А. Гельман переехал в Москву, где тесно сотрудничал со МХАТом.
На XXVIII Съезде КПСС избран членом ЦК КПСС. Вышел из партии в 1990. В 1989 избран народным депутатом Верховного Совета СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
Творчество
В 1971 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве с Т. Калецкой.
С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — «Считайте меня взрослым» и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия»; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Товстоноговым в БДТ и — под названием «Заседание парткома» — О. Ефремовым во МХАТе[2]
В середине 70-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1981), «Скамейка» (1984), «Зинуля» (1986); в 1994 году, уже МХТ им. Чехова, поставил и «Мишин юбилей»[3]. Острые, злободневные пьесы Гельмана, с не всегда правдоподобными сюжетами (А. Смелянский называет их «притчами», а «Протокол одного заседания» — «социологической сказкой про советскую жизнь»[2]), но всегда нацеленные на изучение механики советской жизни, для Ефремова, по словам критика, становились «утолением социальной жажды»[3].
Пьесы Гельмана ставили театры более чем тридцати стран[источник?].
В годы «перестройки» А. Гельман пьесы уже не писал: «драма как превращённая игра гражданских и политических интересов, не могущих выразиться естественным путём», пишет А. Смелянский, исчерпала себя как для самого драматурга, так и для театра[4], — он вернулся в журналистику, вёл рубрику в журнале «Искусство кино», был политическим обозревателем газеты «Московские новости». Почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США).
Семья
Литературное творчество
Книги
- «Пьесы» — из-во «Советский писатель» 1984
- «Наедине со всеми» — пьесы из-во Вагриус −2003
- «Когда прошлое было будущим» — эссе — из-во «Стратегия» −2003
- «Последнее будущее» — стихи — из-во «Время» −2008
Пьесы
- Протокол одного заседания (1974)
- Обратная связь (1976)
- Мы, нижеподписавшиеся (1979)
- Наедине со всеми (1982)
- Скамейка (1983)
- Зинуля (1984) другое название «Чокнутая»
- Мишин Юбилей (1996) /совместно с Ричардом Нельсоном/
- Профессионалы победы (2002)
- Последнее будущее (2010)
Публицистика
- Что сначала, что потом // ЛГ. — 1986. — 10 сент.;
- Перестройка: обратные связи // ИК. — 1987. — № 9;
- Время собирания сил // Сов. культура. — 1988. — 9 апр.;
- Вопросы и мысли // ИК. — 1988. — № 9;
- У нас в запасе нет вечности // ИК. — 1989. — № 1;
- Как быть с консерваторами? // ИК. — 1989. — № 4;
- Не выверни свободу наизнанку // ИК. — 1989. — № 7;
- После съезда — перед съездом // ИК. — 1989. — № 8;
- Кино и будущее // СФ. — 1989. — № 8;
- Демократия — это человечность // Сов. культура. — 1989. — 4 ноября;
- Принципы и компромиссы // ИК. — 1989. — № 11;
- Грех упрощенчества // ИК. — 1990. — № 1;
- Третий фронт // ИК. — 1990. — № 4;
- Другие — это мы // ИК. — 1990. — № 5;
- Тоска… // ИК. — 1990. — № 11;
- Игра в бессмертие // ИК. — 1991. — № 1;
- Они должны знать // ИК. — 1991. — № 3;
- Нельзя без зимы // ИК. — 1991. — № 4;
- Дожить бы до смерти // ИК. — 1991. — № 5;
- Откровенно говоря // ИК. — 1991. — № 7;
- Сверху вниз, снизу вверх // ИК. — 1991. — № 10;
- Август // ИК. — 1991. — № 11;
- Народ, начальство и мы // ИК. — 1992. — № 1;
- Если выставить в музее шестидесятника // ИК. — 1992. — № 4;
- Новые чувства, истины старые // ИК. — 1992. — № 5;
- Жажда врага // ИК. — 1992. — № 9;
- На зимнюю трезвую голову // ИК. — 1992. — № 12;
- Демократия и мы // ЭиС. — 1993. — 28 окт. — 4 ноября;
- Апостол Павел и мы // МН. — 1994. — 23 — 30 окт.;
- Две с половиной культуры // ТЖ. — 1995. — № 10;
- Не свободой единой // МН. — 1997. — 23 — 30 марта;
- Моя революция // МН. — 1997. — 2 — 9 ноября;
- Ноги без дороги // ЛГ. — 1999. — 21 окт.
- Детство и смерть // Общая газета — 2005
- Культура и дикость // ВВС — 2007
Фильмография
Призы и награды
Примечания
- Александр Гельман. «Детство и смерть» Газета «Первое сентября», номер 24, 1999
- ↑ Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — С. 110. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
- ↑ Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — С. 109. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
- Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — С. 113. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2
Библиография
- Бауман Е. Тугой узел // СЭ. — 1986. — № 24. (о ф. «Зина-Зинуля», в том числе об А. Г.);
- Левитин М. Зина-Зинуля // СФ. — 1987. — № 2. (в том числе об А. Г.);
- Марголит Е. А вот она, музыка… // ИК. — 1987. — № 3. (о ф. Зина-Зинуля, в том числе об А. Г.);
- Симанович Г. Диалектика свободы. Инт. с А. Г. // Сов. культура. — 1989. — 22 апр.;
- Аннинский Л. Дважды два — четыре? / В кн.: Билет в рай. — М.: Искусство, 1989. (в том числе об А. Г.);
- Ефремов О. Драматургия А. Гельмана на сцене театра / В кн.: Все непросто. — М.: АРТ, 1992;
- Швыдкой М. Сашин юбилей // НГ. — 1993. — 26 окт.;
- Гранин Д. Три юбиляра в одном лице// ОГ. — 1993. — 29 окт. (об А. Г.);
- Цекиновский Б. Возвращение// ТЖ. — 1995. — № 3;
- Шевелев В. Старость — это молодость мудрости // МН. — 1998. — 18 окт.;
- Шаповал С. За скуку! Инт. с А. Г. // НГ. — 1999. — 17 апр.
Источники
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
Ссылки