04-10-2023
Михаил Николаевич Герсеванов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Михаил Николаевич Герсеванов (25 марта 1830 Харьковская губерния Российская империя 16 мая 1907 год Санкт-Петербург Российская империя) — русский инженер-строитель и учёный в области гидротехники. Был адъюнкт-профессором по строительному искусству в инженерном училище, состоял для особых поручений при генерал-адъютанте Тотлебене, с 1868 по 1883 год был главным инспектором гражданских сооружений на Кавказе, где под его руководством построено более 500 верст военно-стратегических шоссейных дорог, и произведены многие другие строительные работы. Вступив в 1883 г. в управление институтом инженеров путей сообщения, Герсеванов обратил главное внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства. По почину Герсеванова написан ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основан "Сборник Института инженерных путей сообщения", в котором печатаются эти курсы и другие труды преподавателей. С 1885 г. Герсеванов состоял вице-председателем комиссии по устройству коммерческих портов, в короткое время приведшей в порядок главные порты России. В последние годы жизни Герсеванов был председателем гидрологического комитета главного управления землеустройства и земледелия. Много работал в созданном при его участии "Русском техническом обществе" и в кавказском его отделении. Главный его труд: "Лекции о морских сооружениях", явившийся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России. Другие печатные работы его касаются преимущественно экономического положения, гидрографии и ирригации Кавказа (особенно Закавказья).
Содержание |
Родился 25 марта 1830 года в деревне Никополь Харьковской губернии. Первоначальное образование получил дома, а затем в главном инженерном училище, где и окончил в 1851 году курс первым с чином военного инженер-поручика. Прослужив некоторое время в Киевской крепости Герсеванов в 1856 году был командирован за границу для подготовки к учебной службе в инженерном училище. С 1857 года состоял репетитором, преподавателем и наконец адъюнкт-профессором по строительному искусству. В 1868 году назначен главным инспектором гражданских сооружении на Кавказе и на этой должности прослужил 25 лет до ее упразднения в 1883 году, когда он уже переименованный из военных инженеров в инженеры путей сообщения и произведенный в действительные статские советники, занял пост директора института инженеров путей сообщения. Здесь он обратил своё особое внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства и в особенности с требованиями, предъявляемыми к инженерам практической действительной службы
При нем стал издаваться журнал "Сборник Института инженерных путей сообщения" им же был поднят вопрос о создании инженерам в России дельных помощников, подобных французским. С 1885 года Герсеванов назначен вице-председателем образованной при министерстве путей сообщения комиссии по устройству коммерческих портов. С этого же года ему поручено главное наблюдение за изданием Журнала министерства путей сообщения. В 1886 году Герсеванов произведен в тайные советники. Герсеванов принимал деятельное участие в образовании и развитии Императорского русского технического общества и первого из его провинциальных отделении Кавказского. Ему принадлежит мысль образования при обществе постоянной комиссии по техническому образованию . Во время пребывания на Кавказе он был председателем отделения общества, а по переходе в Петербург в 1885 году долго состоял вице-председателем технического общества . В последние годы жизни Герсеванов был председателем гидрологического комитета главного управления землеустройства и земледелия. Много работал в созданном при его участии "Русском техническом обществе" и в кавказском его отделении. Главный его труд: "Лекции о морских сооружениях", явившийся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России. Другие печатные работы его касаются преимущественно экономического положения, гидрографии и ирригации Кавказа (особенно Закавказья). Скончался 16 мая 1907 года. В 1912 году на перегоне Краснопавловка – Панютино построен обгонный пункт Герсевановский в названный в его честь.
Альманах современных русских государственных деятелей стр 903-904
Герсеванов, Михаил Николаевич.