Гибель Юрия Гагарина

21-05-2023

Гибель Ю. А. Гагарина
Общие сведения
Дата

27 марта 1968 года

Причина

не установлена

Место

Новосёлово Киржачский район Владимирской области (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


МиГ-15УТИ

Модель

МиГ-15УТИ

Авиакомпания

ВВС СССР

Пункт вылета

аэропорт Чкаловский (Московская область, РСФСР)

Пункт назначения

аэропорт Чкаловский (Московская область, РСФСР)

Экипаж

2

Погибшие

2

Внешние изображения
Мемориал на месте гибели Гагарина и Серёгина
Фотография на Panoramio

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек планеты Земля побывавший в космосе, погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.

В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серёгина захоронены в некрополе у Кремлёвской стены[1].

Содержание

Авиакатастрофа

После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным[2].

Утром 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на учебном самолёте МиГ-15УТИ с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10:31 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области[2]. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Причины авикатастрофы

Официальная версия

Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий:

  • по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта (лётная подкомиссия);
  • по изучению и анализу материальной части самолёта МиГ-15УТИ (инженерная подкомиссия);
  • по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших (медицинская подкомиссия).

В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Причины и обстоятельства катастрофы остаются невыясненными.

Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным[3].

Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил[4].

Мемориальная доска в честь Юрия Гагарина. Вручена руководителю «Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» от представителя НАСА, 21 января 1971 г.

Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла. Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения в работе наземного персонала аэродрома[5].

К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были так же рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным архива президента РФ, является резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Манёвр в результате привёл к попаданию самолёта в закритический режим полёта и к падению[6][7][8].

Отсутствие внятной опубликованной официальной версии[9][10] и объективных доказательств порождало целый ряд предположений и неофициальных версий гибели лётчиков. Эта тема продолжает волновать общественную мысль до сих пор. Среди таких альтернативных, противоречащих официальным утверждениям и источникам, версий есть как версии о гибели в ходе того же тренировочного полёта, так и совершенно иные версии, оспаривающие гибель и имеющие политическую подоплёку[11].

Версия С. М. Белоцерковского и ряда учёных

По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который был членом правительственной комиссии), исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого самолёта[12][13]. Факторами, приведшими к трагедии, были:

  • Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.
  • Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.
  • Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования.
  • Серьёзные нарушения в планировании полётов.
  • Белоцерковский и Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно придирок к Серёгину, перед полётом возникла недопустимая нервозность[14].

По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования.

Наиболее вероятным «событиями» могли быть:

  • Уклонение от другого самолёта, шар-зонда или стаи птиц;
  • Попадание в след пролетевшего самолёта;
  • Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.

Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх[4].

Компьютерное моделирование показало, что наиболее реалистичная картина последней минуты полёта получается при предположении, что самолёт вошёл в штопор и сделал 3-5 витков. С подвешенными баками допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности (по сообщённой лётчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров) в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали.

Комиссия пришла к выводу, что попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась. По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Б. Качоровского, «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом». Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно[14].

Оценивая уровень управления самолётом на последних секундах полёта, группа лётчиков-испытателей и учёных заявила: «Действия лётчиков следует рассматривать как оптимальные: на закритическом режиме (10—11-кратной перегрузке) они пилотировали самолёт без крена и скольжения, „выжали“ из техники всё возможное, пытаясь вывести из пикирования самолёт»[15]. Особо отмечалось, что вывод самолёта из пикирования проводился практически при максимально возможных для самолёта перегрузках — при 12-кратной перегрузке у него могли сломаться крылья. Эти же перегрузки являлись практически максимальными и для пилотов.

По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях. В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунды полёта[4].

В целом соглашаясь с этим анализом[15], лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах выразил сомнение в том, что самолёт Гагарина и Серёгина вошёл в штопор именно из-за попадания в вихревой след другого самолёта. Он рассказал, что в ЛИИ им. Громова после катастрофы проводились специальные испытания аналогичного УТИ МиГ-15 (то есть с подвесными баками), которые показали, что попадание этого самолёта в «струю» не приводит к сваливанию в штопор. Наиболее вероятной причиной, приведшей к катастрофе, Степан Микоян назвал уклонение или даже столкновение с метеорологическим зондом. В качестве косвенных свидетельств столкновения он привел такие данные: 1) на месте катастрофы было собрано только 2/3 фонаря кабины; 2) стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке −0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей[16].

Прочие версии специалистов

Версия Н. Ф. Кузнецова. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним[17].

Версия Игоря Кузнецова. В последние годы широкое распространение в СМИ получила версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. В соответствии с его анализом, в самолёте МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины было обнаружено только на высоте в 3—4 тысячи метров. Чтобы предупредить кислородное голодание, лётчики резко попытались снизить самолёт до рекомендованного инструкцией уровня в 2 тысячи метров, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания[18][19][20]. Версия оспаривается другими специалистами, в том числе из-за того, что 1) маловероятно, чтобы такие опытные лётчики поддались панике; у того же Гагарина были более серьёзные происшествия; 2) разгерметизация на такой высоте не является особым поводом для беспокойства[21].

Версия Владимира Аксёнова. В день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, Аксёнов проходил вместе с ним на аэродроме предполётное медобследование, но полетел на другом самолёте. Версия Аксёнова сводится к тому, что экипаж Гагарина и Серёгина, совершив ошибку в сложных метеоусловиях, не сориентировался в обстановке, что и привело к падению и гибели самолёта. Лётчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения лётных заданий. «Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землёй. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов.

По его словам, последнее сообщение с борта самолёта Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серёгиным закончили выполнение лётного задания, которым они занимались над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 тысяч метров.

Аксёнов полагает, что своё сообщение лётчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полёте, но находясь ещё на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой[22].

Альтернативные версии гибели

  • Большое распространение получили слухи о том, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки[23][24]. Согласно официальному расследованию эта версия опровергается тем, что алкоголь в крови пилотов обнаружен не был.
  • Существуют утверждения, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны[25][26]. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после небольшой пластической операции на лице помещён в одну из провинциальных психиатрических больниц[27][28]. Эта версия согласуется со словами Ванги[неавторитетный источник?] о том, что Гагарин кем-то «взят»[29].
  • Ещё одни предположения гласят, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего ещё много лет прожил под чужим именем в посёлке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком[30].
  • Ещё одна конспирологическая версия о малом «советском лунном заговоре» содержит обоснования и некоторые аргументы того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полёта на учебном самолёте, а несколькими днями ранее на новом космическом корабле советской лунно-облётной программы[31].

Прощальное письмо космонавта

Перед своим историческим полётом в космос Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо. Долгое время родные и близкие Героя не знали о письме. И только после катастрофы под Киржачем письмо вручили супруге первого космонавта — Валентине Гагариной[32].

Фильмы

Примечания

  1. Алексей Сергеевич Абрамов. У кремлевской стены. — Изд-во политической литературы, 1987.
  2. ↑ Гагарин: от триумфа до гибели на сайте Энциклопедия «Космонавтика»
  3. Последняя минута Юрия Гагарина. Гибель первого космонавта планеты расследовали «в заданном направлении». «Российская газета» № 3441 (30 марта 2004). Проверено ???.
  4. ↑ Последний полёт Наука и жизнь № 5, 1987
  5. Гагарина сгубили российское разгильдяйство и безалаберность. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено ???.
  6. Рассекречены данные о гибели Гагарина
  7. К юбилею полёта Гагарина в космос рассекретили выводы госкомиссии о причинах его гибели
  8. Рассекречены данные о возможной причине падения самолёта Гагарина
  9. Воспоминания военного летчика-испытателя. — М.: Техника молодежи, 2002. — 478 с.
  10. Как погиб Гагарин. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 13 апреля 2011.
  11. Энциклопедия космонавтики
  12. Белоцерковский Сергей Михайлович
  13. «Я едва ли не последний из членов правительственной комиссии, кто ещё жив» интервью Алексея Леонова газете Известия
  14. ↑ Тайна гибели Гагарина и Серёгина. Итоги 30-летних исследований Наука и жизнь № 3, 1998
  15. ↑ Заключение специалистов о причинах гибели Гагарина и Серёгина Гражданская авиация № 7, 1989
  16. Мы — дети войны. — М.: Яуза, Эксмо, 2006, ISBN 5-699-18874-6.
  17. Правда о гибели Гагарина. — M., 1994.
  18. Бывший военный лётчик назвал причину гибели Гагарина. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
  19. Гагарин погиб, потому что чётко соблюдал инструкцию? // Комсомольская правда. — 27.03.2008.
  20. Гибель Гагарина расследуют заново?, «Московский комсомолец», 28.03.2005.
  21. Пора сказать правду о гибели Гагарина // Голос России. — 13.01.2010.
  22. Озвучена новая версия гибели Гагарина ЭХО планеты
  23. Каким он парнем был. «Столичные новости», № 9, 10 марта 2004 г.
  24. Гибель Юрия Гагарина: версия космонавта Владимира Аксенова, РИА Новости (02.25.2011). Проверено 8 мая 2012.
  25. «пропавших космонавтах»
  26. Гагарин был двенадцатым? // KP.RU
  27. «Страшная тайна» советской космонавтики
  28. Мифы-долгожители: «Военное образование» : «Учительская газета» — Он-лайн № 15 (10096) / 2006-04-11
  29. Предсказания Ванги. Страница 3 из 11. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013. Проверено 11 февраля 2013.
  30. Гагарин Юрий Алексеевич перепечатка статьи Александра Железнякова из «Энциклопедии космонавтики»
  31. Гагарин погиб по дороге на Луну? Александр Железняков, при участии Леона Розенблюма, Новости недели (Израиль), 15-24.04.2003
  32. Жизнь и подвиг Юрия Гагарина. gagarinadmin.ru. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2013.

Литература

  • С.М. Белоцерковский Гибель Гагарина. Факты и домыслы. — М.: Машиностроение, 1992. — 156 с. — ISBN 5-217-01901-8
  • Э. А. Шершер, И. Г. Дроговоз Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты / Биография несущего винта от Леонардо да Винчи до Игоря Сикорского. — Харвест, 2006. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-7559-4
  • С. М. Белоцерковский, Леонов А. А. Последний полёт // Наука и жизнь. — 1987. — № 5. — С. 74—84.

Гибель Юрия Гагарина.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47