01-10-2023
Михаи́л Фабиа́нович Гне́син (2 февраля 1883, Ростов-на-Дону — 5 мая 1957, Москва) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат Елены, Евгении, Марии, Елизаветы и Ольги Гнесиных.
Содержание |
Сын ростовского казённого раввина (в 1863—1888 годах), гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер.
Любовь и привязанность к Ростову — городу, в котором я родился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь, степь с её широкими просторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солнце, и водная гладь Дона — это первые и прекрасные мои впечатления и воспоминания.Михаил Фабианович Гнесин [1]
В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в композиции. Ему не было ещё и восьми лет, когда он написал первое свое произведение.[1] После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1901—1909 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.
Принял в 1905 году активное участие в забастовке студентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с Глазуновым и Лядовым покинули консерваторию в знак протеста[2])
Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Михаил Фабианович продолжил как творческую, так и просветительскую работу.
«Значительная часть моих произведений, — вспоминал Гнесин, — была написана в Ростове. Это были фортепьянные пьесы, романсы на стихи русских поэтов, хоровые и другие сочинения. Многие из них впервые прозвучали в Ростове в исполнении местных музыкантов».[1]
С 1908 года преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре.
В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны.
1920-1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.
С 1923 г. в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.[3]
Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили Михаилу Фабиановичу не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, когда только после изучения гармонии, контрапункта и фуги студенты могли заниматься в классе свободного сочинения, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению. Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами М.Ф. Гнесин обобщил в своем учебнике «Начальный курс практической композиции» (М.-Л.,1941). Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище в курсе специальности «Теория музыки».[3]
В 1925—1936 гг. профессор Московской консерватории
в 1936—1944 гг. — Ленинградской консерватории
в 1941—1942 гг. в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.[3]
С 1944 г. по 1951 гг. заведовал кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи Константина Бальмонта и Фёдора Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи Валерия Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В.Э. Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906-1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А. И. Зилоти.
В 1910—1920-е гг. в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи Иосифа Уткина (1929), опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.
С середины 1920-х гг. Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).
И продолжает заниматься синтезом искусств.
В. Э. Мейерхольд, как известно, привлекал к сотрудничеству многих выдающихся композиторов, таких, например, как А. К. Глазунов, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин и др. Но, пожалуй, особое значение имел его многолетний творческий союз с М. Ф. Гнесиным, увлечённым, как и многие его современники, идеей синтеза искусств, образец которого он видел в античной мистерии, где музыка, слово и пластика движения объединялись в единое неразрывное целое.
Известно, что в 1909, 1912, а также в сезон 1913-1914 годов М. Ф. Гнесин вел курс лекций по «музыкальному чтению» для актеров в петербургской студии Мейерхольда. В 1914 году была осуществлена постановка сцен из «Антигоны» и «Финикиянок» с использованием музыкального чтения. Студийный просмотр прошел с большим успехом. Для Гнесина и Мейерхольда открылась перспектива постановок трагедии «Эдип—царь» и «Финикиянки» на сцене Александринского театра, но этим планам не суждено было осуществиться из-за нахлынувшей революции и последующей Гражданской войны.
Тем не менее сотрудничество Гнесина и Мейерхольда на этом не прекратилось. Так, в сезон 1923—1924 годов Михаил Фабианович вел «музыкальный класс» в мастерских прославленного режиссёра. Занятия же по музыкальному чтению продолжались вплоть до середины 30—х годов и пользовались признанием и популярностью в актерской среде.[4]
Среди учеников студии — Алексей и Наталья Бонди.[5]
Среди поздних произведений композитора — кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943).
Гнесиным также написаны:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1943). Лауреат Сталинской премии (1946, за сонату-фантазию для фортепианного квартета).
Из воспоминаний Людмилы Целиковской:
Моими педагогами были Михаил Фабианович и Елена Фабиановна Гнесины. Когда я училась, институт назывался музыкальным техникумом. А к нам домой часто приходили консерваторские педагоги отца: Ипполитов-Иванов, Глиэр, Голованов, Самосуд. Да я, собственно, и выросла в оркестре. Родители брали меня с собой (отец тогда учился в консерватории и оставить меня было не с кем), и меня даже спать укладывали в оркестре[12]
Гнесин, Михаил Фабианович.