Гнесин, Михаил Фабианович

01-10-2023

Михаи́л Фабиа́нович Гне́син (2 февраля 1883, Ростов-на-Дону — 5 мая 1957, Москва) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат Елены, Евгении, Марии, Елизаветы и Ольги Гнесиных.

Содержание

Биография

Сын ростовского казённого раввина (в 1863—1888 годах), гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер.

Любовь и привязанность к Ростову — городу, в котором я родился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь, степь с её широкими просторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солнце, и водная гладь Дона — это первые и прекрасные мои впечатления и воспоминания.Михаил Фабианович Гнесин [1]

В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в компози­ции. Ему не было ещё и восьми лет, когда он на­писал первое свое произведение.[1] После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургс­кую консерваторию.

В 19011909 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.

Принял в 1905 году ак­тивное участие в забастовке сту­дентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с Глазуновым и Лядовым покинули консерваторию в знак протеста[2])

Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Миха­ил Фабианович продолжил как творческую, так и просветитель­скую работу.

«Значительная часть моих про­изведений, — вспоминал Гнесин, — была написана в Ростове. Это были фортепьянные пьесы, ро­мансы на стихи русских поэтов, хоровые и другие сочинения. Многие из них впервые прозву­чали в Ростове в исполнении ме­стных музыкантов».[1]

С 1908 года преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре.

В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны.

1920-1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.

С 1923 г. в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.[3]

Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили Михаилу Фабиановичу не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, когда только после изучения гармонии, контрапункта и фуги студенты могли заниматься в классе свободного сочинения, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению. Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами М.Ф. Гнесин обобщил в своем учебнике «Начальный курс практической композиции» (М.-Л.,1941). Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище в курсе специальности «Теория музыки».[3]

В 19251936 гг. профессор Московской консерватории

в 19361944 гг. — Ленинградской консерватории

в 19411942 гг. в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.[3]

С 1944 г. по 1951 гг. заведовал кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

Творчество

В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи Константина Бальмонта и Фёдора Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи Валерия Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В.Э. Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906-1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А. И. Зилоти.

В 19101920-е гг. в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи Иосифа Уткина (1929), опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.

С середины 1920-х гг. Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).

И продолжает заниматься синтезом искусств.

В. Э. Мейерхольд, как известно, привлекал к сотрудничеству многих выдающихся композиторов, таких, например, как А. К. Глазунов, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин и др. Но, пожалуй, особое значение имел его многолетний творческий союз с М. Ф. Гнесиным, увлечённым, как и многие его современники, идеей синтеза искусств, образец которого он видел в античной мистерии, где музыка, слово и пластика движения объединялись в единое неразрывное целое.

Известно, что в 1909, 1912, а также в сезон 1913-1914 годов М. Ф. Гнесин вел курс лекций по «музыкальному чтению» для актеров в петербургской студии Мейерхольда. В 1914 году была осуществлена постановка сцен из «Антигоны» и «Финикиянок» с использованием музыкального чтения. Студийный просмотр прошел с большим успехом. Для Гнесина и Мейерхольда открылась перспектива постановок трагедии «Эдип—царь» и «Финикиянки» на сцене Александринского театра, но этим планам не суждено было осуществиться из-за нахлынувшей революции и последующей Гражданской войны.

Тем не менее сотрудничество Гнесина и Мейерхольда на этом не прекратилось. Так, в сезон 1923—1924 годов Михаил Фабианович вел «музыкальный класс» в мастерских прославленного режиссёра. Занятия же по музыкальному чтению продолжались вплоть до середины 30—х годов и пользовались признанием и популярностью в актерской среде.[4]

Среди учеников студии — Алексей и Наталья Бонди.[5]

Среди поздних произведений композитора — кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943).

Гнесиным также написаны:

  • учебник «Начальный курс практической композиции» (1941)
  • книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (1956).
  • М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер. — М., 1961

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1943). Лауреат Сталинской премии (1946, за сонату-фантазию для фортепианного квартета).

Ученики

Из воспоминаний Людмилы Целиковской:

Моими педагогами были Михаил Фабианович и Елена Фабиановна Гнесины. Когда я училась, институт назывался музыкальным техникумом. А к нам домой часто приходили консерваторские педагоги отца: Ипполитов-Иванов, Глиэр, Голованов, Самосуд. Да я, собственно, и выросла в оркестре. Родители брали меня с собой (отец тогда учился в консерватории и оставить меня было не с кем), и меня даже спать укладывали в оркестре[12]

Сочинения

Камерные сочинения

  • Соната-фантазия для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Соч.64

Вокальные сочинения

  • «Стремление» на стихи В.Жуковского для высокого голоса и фортепиано. Соч.1, №4 (1906)
  • Песня Гаэтана из музыки к драме А.Блока «Роза и крест» для тенора и фортепиано. Соч.14, №2
  • «Табун» (Пастух и эхо) для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано. Соч.47, №1 (1931)
  • «Я с вами больше не знаком» (Элегический вальс) для баса и фортепиано. Соч.49 (1934)
  • «Я здесь, Инезилья» на слова А.С.Пушкина для высокого голоса и фортепиано. Соч.51, №1

Ссылки

  • Александр Глазунов.
  • Архипова М. М. Ф. ГНЕСИН И ЕГО ТЕОРИЯ «МУЗЫКАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
  • Московская Государственная консерватория. Персоналии
  • Михаил Фабианович Гнесин. Лучшие педагоги России
  • М. Ф. Гнесин. Жизнь в музыке.
  • Центральный Государственный архив кинофотодокументов. Педагоги композиторского факультета Ленинградской государственной консерватории

Примечания

  1. ↑ Переулок Гнесина в Ростове-на-Дону
  2. Н. А. Римский-Корсаков
  3. ↑ Писаревская И. А. История Музыкального училища имени Гнесиных, 1895-2001
  4. Архипова М. М. Ф. ГНЕСИН И ЕГО ТЕОРИЯ «МУЗЫКАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
  5. Алексей Бонди
  6. Дедушка петербургской пианистки Полины Фрадкиной был ассистентом Дмитрия Шостаковича.
  7. Педагоги Московской Консерватории
  8. Педагоги Московской Консерватории
  9. Великие Луки. Персоналии
  10. А. К. Клумов
  11. Б. Л. Клюзнер
  12. Михаил Вострышев. Чарующая Целиковская

Гнесин, Михаил Фабианович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47