Гностики

17-10-2023

Гностици́зм (от gnostikos (др.-греч. γνῶσις) — «познающий») — условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное кембриджским платоником Генри Мором в 17 веке.[1]

Содержание

Появление гностицизма

Сочинения гностиков дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Происхождение гностицизма и существование независимого от христианства языческого или иудаистского гностицизма неясны. По традиции первый гностик — Симон Волхв из Самарии, упомянутый в Деяниях апостольских. Наивысшего развития гностические тенденции достигают во II веке.

Помимо влияния иудейства и восточных религиозных мистерий, для гностицизма характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Открытия гностических текстов в XX веке

До середины XX века гностики были известны лишь по сочинениям отцов Церкви, и прежде всего — Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Лишь в 1945 году была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади (Библиотека Наг-Хаммади) в Египте (примерно 500 км к югу от Каира, 80 км к северо-западу от Луксора).

Основные черты

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют. Этот постулат стал одним из трёх главных систем веры в пределах христианства I столетия, и был отмечен четырьмя факторами, благодаря которым эта ветвь отличается от двух других ветвей христианства:

  • иные верования о Боге, Библии и мире, которые отличались от таковых у христианских групп;
  • вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

Также к особенностям гностицизма относятсят:

  • идея Плеромы, известная, в основном, из текстов последователей Валентина[2].
  • концепция Демиурга[3]. Демиург является создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги — Архонты.
  • Докетизм — учение о иллюзорности материи. Гностики пошли ещё дальше античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи»[4]. А. Ф. Лосев называл докетизм гностиков «гибелью античной мысли».[4]

Общим для гностических систем является резкое неприятие Яхве[источник не указан 204 дня] и дуализм (противопоставление духа и материи). В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворён либо злой, либо ограниченной в своем могуществе силой, которую гностики именуют Демиургом (гностический Демиург не имеет ничего общего с Демиургом (богом-ремесленником) Платона), а Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Также в основе систем верования лежит примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностическое мировоззрение отличается от всей дохристианской философии присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса. Жизнь материального мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (греч. σύγχυσις ἀρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (греч. διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается — спасается (то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия) только духовный элемент, присущий лишь некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере.

Существовало также либертинистское направление в гностицизме[5], которое академик А. Ф. Лосев считал (наравне с докетизмом) «чудовищным символом всей античной философско-эстетической гибели»[4]. Целью гностиков было достижение знания, но поскольку знание о вещах само вовсе ещё не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам — в том числе социальным и нравственным.[источник не указан 107 дней] Некоторые христианские источники утверждали о разврате у некоторых гностиков, в то же время Иоанн Златоуст писал про гностиков: «Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков одинаково, а может быть у них и гораздо большее, но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас — участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ — общение с Женихом… ни Маркион, ни Валентин, ни Манес не удержались в (пределах) такой умеренности; ибо в них говорил не Христос, щадящий овец Своих и полагавший за них душу Свою, но человекоубийца, отец лжи (Иоан. 10:11; 8:44). Посему, они погубили и всех поверивших им, здесь обременив их бесполезными и невыносимыми трудами, а там увлекши вместе с собою в уготованный для них огонь.»[6].

Классификация гностических учений

Гностики апостольского века

Сиро-халдейский гностицизм

Представители сирийского направления усвоили воззрения восточных религий, и больше связаны с зороастризмом.

Персидский гностицизм

В начале III века гностические системы начинают терять свое значение. На смену им является новое еретическое учение, по началам сходное с гностицизмом, но отличающееся от него тем, что, при полнейшем отсутствии идей греческой философии и учения иудаизма, оно представляет собой смесь христианства с началами религии Зороастра.

Поздний гностицизм

Источники

Основная терминология

Эоны

В гностицизме: божественные самодовлеющие и совершенные сущности, плод эманационного творения изначального неименуемого бога; стоят несоизмеримо выше вещества. В системе Валентина пары эонов (среди которых один представляет мужское начало, а второй — женское) образуют сопряжения-сизигии, тем самым формируя завершенность Плеромы; отпадение одного из эонов (Софии) приводит к рождению Демиурга и созданию несовершенного материального мира.

Архонты

В гностицизме: духи-мироправители. В гностических представлениях архонты рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и системы влечений и эмоций, делающих человека рабом материи.

Абраксас

Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя «Абраксас» имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова даёт 365.

Демиург

Несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах — как ранних (Апокриф Иоанна), так и в поздних (Пистис София) обозначался именем Ялдабаоф (Иалдабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшего творить без духовной половины, что привело к появлению Демиурга. Описывался как порочный, невежественный, ограниченый демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи[7]. Как правило отождествлялся с ветхозаветным Яхве.

Гнозис

Особое духовное знание и познание доступное только сознанию просветлённых.

Плерома

Плерома — совокупность небесных духовных сущностей (эонов). По мнению гностиков, Иисус Христос был эоном, который передал людям тайное знание (гнозис), чтобы они смогли воссоединиться с Плеромой.

София

Гностицизм в искусстве

В литературе

  • К теме гностицизма неоднократно обращался Хорхе Луис Борхес (рассказы «Хаким из Мерва, красильщик в маске», «Секта Тридцати»; эссе «Оправдание Лже-Василида», «Реликт»).
  • Повесть Германа Гессе «Демиан» содержит переосмысление гностического мифа о боге Абраксасе в духе модернизма и на уровне знаний о гностицизме начала ХХ в.
  • Роман Филипа Дика «ВАЛИС» содержит основные гностические учения о Демиурге и Софии.
  • Мотивы гностицизма затрагивались в романах Умберто Эко «Маятник Фуко» и «Баудолино».
  • Трилогия Филипа Пулмана «Тёмные начала» во многом основана на гностических идеях, в частности, на представлении о несовершенном демиурге, объявившем себя высшим богом.
  • Аналогии с идеями гностицизма, развившиеся самостоятельно, прослеживаются в творчестве Г. Ф. Лавкрафта: высшее божество лавкрафтовского пантеона, «слепой безумный бог» Азатот, типологически близок к демиургу-Ялдабаофу или Геймармену (персонифицированному жестокому року).
  • Анатоль Франс использовал гностический миф в романе «Восстание ангелов».

В музыке

  • Неоклассический экспериментальный коллектив Elijah's Mantle во главе с М. Эллисом, существовавший в 1990-х гг., в своем творчестве развивал и переосмысливал гностические тексты и учения.
  • Тема гностицизма — ведущая в творчестве неоклассического проекта GOR, основанного перкуссионистом Ф. Банчини из группы Ataraxia.
  • В творчестве группы Therion идеи гностицизма затронуты в таких композициях, как Abraxas (альбом Lemuria) и Perennial Sophia (альбом Gothic Kabbalah).
  • Абраксас — одна из песен группы Оргия праведников

Гностицизм и другие течения философии Древнего мира

Философия гностицизма имеет многие смысловые пересечения[какие?]как с античными философскими школами (герметизма, орфизма, пифагореизма, платонизма, неоплатонизма), так и с древнеиндийскими философскими школами[источник не указан 96 дней].

См. также

Примечания

  1. Гностицизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  2. Идея Плеромы в гностицизме.
  3. Родин Е. В. Сирийская реконструкция гностических текстов)
  4. ↑ История античной философии в конспективном изложении" — М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  5. Родин Е. В. Гностический этос в либертинистском направлении (Симон Маг, николаиты, сифианский гносис).
  6. О девстве //Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга первая. Том первый.
  7. Апокриф Иоанна.

Литература

  • Статья "Гностицизм" для "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона.
  • Алексеев Д. A. Античное христианство и гностицизм[неавторитетный источник?]
  • Владимиров А. Апостолы: гностико-эллинские истоки христианства. М.: Беловодье, 2003. — 582 с.[неавторитетный источник?]
  • Гностицизм.(Гностическая религия). — Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958 — СПб.: «Лань», 1998
  • Гностицизм / История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — История античной эстетики, том VIII, книги I и II. М.: «Искусство», 1992, 1994
  • Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979.
  • Афонасин Е.В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб: Издательство Санкт-Перебургского университета, 2008. - 318 с.
  • Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3;. VII, 4; IX, 3). Ответственный редактор К. Н. Юзбашян. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 276 с.
  • Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. — 1998. — № 4. — С.75-93.
  • Дьяков А. В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2003. — 328 с.
  • Козырев А. П. Соловьев и гностики М.: Изд. Савин С. А., 2007. — 544 с. ISBN 978-5-902121-12-1
  • Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской. СПб: Издательство Чернышева, 1993, 316 с.
  • Стефанов П., архим. Ялдаваот: История и учение на гностическата религия.. — София: Омофор, 2008, 504 с.
  • Санкхья-йога и традиция гностицизма. // Вопросы философии. — 1994. — № 7—8.
  • Massimo Introvigne Il ritorno dello gnosticismo (Nuove spiritualità), SugarCo, Carnago (Varese), 1993 pp. 266. ISBN 88-7198-216-9

Ссылки

«Гностицизм» в словарях
  • Гностицизм // «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (статья принадлежит Владимиру Соловьеву)
  • Гностицизм // Новая философская энциклопедия
  • Гностицизм // Энциклопедия Кольера


Исследования
  • Гностический архив. Источники по гностицизму (англ. яз.).
  • Русская апокрифическая студия
  • Страница исследователя Евгения Родина
  • Родин Е. В. Сирийская реконструкция гностических текстов
  • Гностический миф. Страница исследователя Евгения Афонасина.

Гностики.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47