05-06-2023
Государственный переворот 1980 года проведённый главой генерального штаба генералом Кенаном Эвреном стал третьим переворотом в истории республики, после переворотов 1960 и 1971 (Переворот по меморандуму).
1970-е были отмечены вооружёнными конфликтами между правыми и левыми и опосредованной войной между СССР и США[1]. Для того чтобы создать повод для решающего вмешательства турецкие военные позволили данным конфликтам разгореться[2][3], по некоторым замечаниям, военные использовали стратегию формирования общественного мнения[4][5]. Впоследствии волна насилия была круто остановлена[6], некоторые приветствовали переворот как восстановление порядка[2].
Следующие три года до восстановления демократии[7] турецкие вооружённые силы управляли страной посредством Национального совета по безопасности.
Содержание |
В 1975 году Бюлент Эджевит, председатель Социал-демократической республиканской народной партии сменил на посту премьер-министра председателя консервативной Партии закона (тур. Adalet Partisi, AP) Сулеймана Демиреля. Он образовал коалицию с Национальным фронтом (тур. Milliyetçi Cephe), Фундаменталистской партией (тур. Millî Selamet Partisi, MSP) Неджетина Эрбакана и праворадикальной националистической партии национального действия (тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) Алпарарслана Тюркеша. MHP воспользовалась возможностью, чтобы просочиться в государственные службы безопасности, что серьёзно осложнило войну, которая тлела между соперничающими группировками[8].
На выборах 1977 года не было победителей. Сначала Демирель продолжил поддерживать коалицию с Национальным фронтом. Но в 1978 году Эджевит смог снова прийти к власти с помощью депутатов, которые переметнулись от одной партии к другой. В 1979 Демирель снова занял пост премьер-министра. К концу 1970-х Турция оказалась в нестабильной ситуации: нерешённые социальные и экономические проблемы породили акции забастовок и партийный паралич политики (за шесть месяцев предшествующих перевороту Великое национальное собрание Турции не смогло избрать президента ). Существующая с 1968-1969 годов система пропорциональная избирательная система делала сложным создание парламентского большинства. Интересы крупных промышленников, которым принадлежали наибольшие холдинги в стране столкнулись с интересами других социальных классов, таких как мелкие промышленники, торговцы, сельская знать, помещики (причём интересы этих групп также не всегда совпадали между собой). Многочисленные реформы промышленности и сельского хозяйства, проведения которых требовали средние классы блокировались остальными[8]. С этого времени казалось, что политики не могут противостоять растущей волне насилия в стране.
В конце 1970-х в Турции разразилась беспрецедентная волна политического насилия. Общая численность погибших в 1970-х оценивается в 5 тыс., каждый день происходило около десятка убийств[8]. Большинство членов политических организаций левого и правого толка оказалось вовлечёнными в ожесточённые схватки. Ультранационалистическая организация «Серые волки» молодёжная организация МНР заявила, что они поддерживают силы безопасности[7]. Согласно данным британского журнала Searchlight magazine в 1978 году фашисты произвели 3.319 нападений, в результате которых 831 человек был убит а 3.121 получили ранения[9]. В ходе судебного процесса, проводимом Военном судом Анкары против организации Devrimci Yol (Революционный путь) защитники перечислили 5.388 политических убийств, предшествовавших военному перевороту. Среди жертв было 1.296 правых и 2.109 левых. Политическую принадлежность остальных погибших ясно определить не удалось[10]. Наибольшую известность получили резня на площади Таксим (35 жертв), Бахчелиэвлерская резня (1977), резня в Кахраманмараше (1978) (100 жертв). В ходе резни в Кахраманмараше в декабре 1978 года в 14-ти провинциях (позднее в 67-и) было объявлено военное положение. Непосредственно перед переворотом военное положение было объявлено в 20 провинциях.
В июне 1979 года Эджевит получил предупреждение о надвигающемся перевороте от Нури Гюндеша из национальной разведывательной организации (MİT). Эджевит проинформировал министра внутренних дел Ирфана Озайдынлы а тот в свою очередь проинформировал Седата Джеласуна — одного из пяти генералов, позднее возглавивших переворот. В результате помощник заместителя главы MİT Нихат Йылдыз был понижен в должности до консула в Лондоне и был замещён своим первым заместителем.
11 сентября 1979 генерал Кенан Эврен направил генералу Хайдару Салтыку рапорт, который он написал от руки с вопросом, проводить ли переворот надлежащим образом или что правительство нуждается в серьёзном предупреждении. Сам доклад, в котором рекомендовалось подготовить переворот, был составлен за полгода до переворота. Эврен прятал его в сейфе своего кабинета. Эврен заявлял, что кроме Салтыка только Нуреддин Эрсин был посвящён в детали. Утверждалось что это была уловка со стороны Эврена, с целью прозондировать политический спектр, поскольку Салтык был близок к левым а Эрсин — к правым. Таким образом отрицательная реакция на переворот со стороны политических организаций была предупреждена [3].
21 декабря генералы из Военной академии собрались для обсуждения плана действий. Поводом для переворота послужила необходимость положить конец социальным конфликтам 1970-х и политической нестабильности. Генералы решили направить меморандум партийным лидерам Сулейману Демирелю и Бюленту Эджевиту через президента Фахри Корутюрку. 27 декабря Корутюрку был вручен меморандум, партийные лидеры получили письмо неделей позже.
Во втором докладе, сделанном в марте 1980 рекомендовалось предпринять переворот без промедления, иначе догадливые нижестоящие офицеры могли соблазниться перспективой «взять дело в собственные руки». Эврен сделал только одну небольшую поправку к плану Салтыка, под названием «Bayrak Harekâtı» (Операция «Флаг»)[3].
Переворот планировалось осуществить 11 июля 1980, но он был отложен после отказа 2 июля в вотуме доверия правительству Демиреля. Верховный военный совет (тур. Yüksek Askeri Şura), собравшийся 26 августа предложил датой проведения переворота 12 сентября.
7 сентября 1980 Эврен и четверо высших командиров (Нуреддин Эрсин, главком сухопутных войск, Неят Тюмер, главком ВМС, Тансин Шахинкая, главком ВВС, Седат Целасун, глава жандармерии) пришли к решению сместить гражданское правительство. 12 сентября Национальный совет безопасности (тур. Milli Güvenlik Kurulu, MGK), возглавляемый Эвреном объявил по национальному телеканалу о государственном перевороте. MGK расширил военное положение в пределах всей страны, упразднил Парламент и правительство, временно приостановил действие Конституции и запретил все политические партии и профсоюзы. Они провозгласили переворот в духе кемалистских традиций: государственного секуляризма и объединения нации, чем уже оправдывались предыдущие перевороты и представили себя как противников коммунизма, фашизма, сепаратизма и религиозного сектанства[8].
Один из наиболее наглядных эффектов переворота проявился в экономике. Перед переворотом экономика была на грани коллапса, деньги обесценились на три порядка, была полномасштабная безработица и хронический дефицит иностранной торговли. Экономические реформы периода 1980—1983 были доверены Тургуту Озалу, который был главным ответственным за экономическую политику, проводимую администрацией Демиреля с 24 января 1980. Озал поддерживал международный валютный фонд и вынудил уйти в отставку директора Центрального банка Исмаила Айдиноглу, который противостоял этому.
Стратегической целью стало интегрировать Турцию в мировую экономику с поддержкой крупного бизнеса[11] и дать турецким компаниям возможность продвигать в мире свои товары и услуги. Месяц спустя после переворота в лондонском International Banking Review было написано: «Явное чувство надежды среди международных банкиров, что турецкий военный переворот может открыть путь для большей политической стабильности как необходимой предпосылки для оживления турецкой экономики»[12]. В ходе 1980—1983 годов курс иностранных валют оставался свободным. Поощрялись иностранные инвестиции. Осуществлялось содействие национальным компаниям, создание которых началось реформами Ататюрка в образовании совместных предприятий с иностранными компаниями. До переворота правительственный уровень вмешательства в экономику составлял 85%, это породило снижение относительной важности государственного сектора экономики. Вскоре после переворота Турция оживила проект строительства дамбы Ататюрка и план развития юго-восточной Анатолии (проект земельной реформы, снимающей вопрос о неразвитой юго-восточной Анатолии). Проекты превратились в многоуровневую программу устойчивого социального и экономического развития региона с населением в 9 млн человек. Закрытая прежде экономика, прежде обеспечивающая только нужды страны, получила субсидии для энергичного повышения экспорта.
Крутой рост экономики в ходе данного периода был связан с предыдущим уровнем. Валовой внутренний продукт оставался ниже, чем у большинства ближневосточных и европейских стран. Реформы породили такие непредсказуемые результаты как замораживание заработной платы, существенное уменьшение общественного сектора, политику дефляции и несколько успешных небольших девальвации[8].
После переворота члены левых и правых движений попали под военные суды. За очень небольшое время было заключено около 250[7]—650 тыс. человек. Среди арестованных 230 тыс. были осуждены, 14 тыс. лишены гражданства и 50 чел были казнены[13]. Вдобавок тысячи людей подверглись пыткам, тысячи людей до сих пор остаются пропавшими без вести. В «чёрные списки» угодило 1.683.000 чел[14]. Кроме бойцов, убитых в перестрелках по крайней мере четверо заключённых были немедленно казнены сразу после переворота, это были первые казни после 1972 года. В феврале 1982 198 заключённых были приговорены к смертной казни[8]. Эджевит, Демирель, Тюркеш и Эрбакан подверглись преследованиям, заключению и временно были отстранены от политики.
Одним из примечательных жертвой стал повешенный 17-летний Эрдал Эрен, который сказал, что он с нетерпением ожидает казни, чтобы не думать о пытках, которым он был свидетелем[15].
После усиления активности Серых волков генерал Кенан Эврен бросил в тюрьмы сотни членов этой организации. К тому времени в Турции было около 1700 организаций Серых волков с 200 тысячами зарегистрированных членов и миллион симпатизирующих им[16] . В обвинительном акте против MHP от мая 1981 года турецкое военное правительство обвинило 220 членов МНР и её сторонников в 694 убийствах[9]. Эврен и его сторонники поняли, что харизматичный Тюркеш сможет перехватить у них контроль над Серыми волками, имеющими полувоенную организацию[17]. В ходе переворота и обвинения полковника Тюркеша турецкая пресса разоблачила близкие связи MHP и сил безопасности, также как и организованную преступную деятельность при торговле наркотиками, доходы от которой шли на финансирование снабжения оружием и деятельность наёмных фашистских коммандос по всей стране[8].
В течение трёх лет организаторы переворота выпустили около 800 законов для формирования общества, управляемого военными[18]. Они были убеждены в неработоспособности существующей Конституции, поэтому решили принять новую конституцию, включающую механизмы, предотвращающие того, что на их взгляд затрудняло деятельность демократии. 29 июня 1981 военная хунта назначила 160 человек в члены консультационного совета для составления новой конституции. Новая конституция провела чёткие границы и определения, такие как правила избрания президента, которые как постановлялось и послужили фактором возникновения переворота.
7 ноября 1982 новая конституция была вынесена на референдум, где и была одобрена 92 % голосов. 9 ноября 1982 Кенан Эврен был назначен на пост президента на следующие 7 лет.
После того как новая Конституция получила одобрение на референдуме в июне 1982 года, Кенан Эврен организовал новые выборы прошедшие 6 ноября 1982 года. Такая передача демократии критиковалась турецким учёным Эргуном Озбудуном как «наглядный случай» диктата хунты условий её ухода со сцены[19].
Референдум и выборы не проходили в условиях свободы и соперничества. Большое число политических лидеров эры до переворота (включая Сулеймана Демиреля, Бюлента Эджевита, Алпарслана Тюркеша и Нежметдина Эрбакана) были отстранены от участия в политике, все новые партии должны были получить одобрение в Национальном совете безопасности согласно правилам участия в выборах. Только три партии, две из которых фактически были созданы хунтой, были допущены к участию в выборах.
Генеральным секретарём Национального совета безопасности был генерал Хайдар Салтык. Он и Эврен выступали в роли сильных фигур режима, правительство возглавил отставной адмирал Бюлент Улусу, в состав правительства входили несколько офицеров в отставке и несколько гражданских помощников. Некоторые в Турции утверждают, что генерал Салтык готовил более радикальный ультраправый переворот, что стало одной из причин вынудивших генералов к действию, ввиду их уважения у субординации. Затем его включили в совет, чтобы нейтрализовать него[8].
Одной из партий участвовавших в выборах 1983 года стала Партия Отечества под руководством Тургута Озала. Она совмещала неолиберальную экономическую программу с консервативными социальными ценностями.
Йилдирим Акбулат стал главой Парламента. В 1991 ему на смену пришёл Мезут Йилмаз. В 1983 Сулейман Демирель основал правоцентристскую Партию честного пути и после референдума 1987 года вернулся к активному участию в политике.
Йилмаз упрочил контуры экономики Турции, превращая города такие как Газиантеп из небольших провинциальных райцентров в среднеразмерные города экономического подъёма и возродил ориентацию на Европу. Но политическая нестабильность, последовавшая за возвращением в политику многих прежде отстранённых от неё лидеров, раздробила электорат и Партия Родины стала всё более коррумпированной. Озал, сменивший Эврена на посту президента Турции умер от сердечного приступа в 1993 и президентом был избран Сулейман Демирель.
Правительство Озала дало возможность полицейским силам, у которых были возможности проводить разведывательную деятельность противостоять Национальной разведывательной организации, которая к тому времени управлялась военными. Разведка полиции даже вошла в состав организаций осуществляющих внешнюю разведку.
После переворота были собраны суды государственной безопасности согласно предписаниям статье 31-15 полевого устава армии США: действия против нерегулярных сил[20] (переведено на турецкий в 1965 как ST 31-15: Ayaklanmaları Bastırma Harekâtı)[21], своеобразной Библии организации Counter-Guerrilla[22][23]. Согласно старшему члену Курдской рабочей партии Селахаддину Челику[24] переворот показал что «суды государственной безопасности есть продукт управления по специальным операциям и у них есть задача перестроить юридический процесс в соответствии с требованиями Counter-Guerrilla». Главные инструкции для судов: «не присуждать обвиняемым наказания установленные для политических преступлений а назначать такие суровые наказания, какие установлены за убийства и прочих преступления против личности»[25]. На волне переворота было вынесено множество суровых наказаний.
Находящимся в заключении «Серым волкам» была предложена амнистия, если они согласятся сражаться с курдским меньшинством и поставленной вне закона Курдской рабочей партией на юго-востоке страны[26], также как и воевать с Тайной армией освобождения Армении. Затем «серых волков» послали воевать с курдскими сепаратистами. Ведомые организацией «Counter-Guerrilla» «волки» убили тысячи людей в 1980х и также предпринимали атаки «под фальшивым флагом», нападая на деревни в форме бойцов Курдской рабочей партии, периодически насилуя и убивая людей[27]. Эта «грязная война» повлекла за собой 37 тыс. жертв[28]. Отставной подполковник штаба Талат Туркан, посвятивший три десятилетия разоблачению организации «Counter-Guerrilla» подтвердил, что они в июле 1972 года участвовали в нападениях, повлёкших за собой жертвы[29] Журналист Огуз Гювен в своей книге «Zordur Zorda Gülmek» перечислил используемые методы, включающие наказание фалакой, обоссывание и погружение в нечиcтоты[30].
Признавая политический вакуум в Европе после второй мировой войны президент Гарри Трумэн сформулировал свою доктрину, чтобы предотвратить вовлечение европейских стран в советскую сферу влияния[21]. В качестве самого «восточного антикоммунистического оплота сил Запада»[31] Турция была особенным «стратегическим союзником в сдерживании советского коммунизма»[32]. В ходе операции «Гладио» США создали тайную полувоенную сеть, члены сети подготавливались к отражению возможного советского вторжения и осуществляли нападения под фальшивым флагом, которые должны были быть считаться проведёнными руками коммунистов. Были также основаны антикоммунистические группы , чтобы ослабить коммунистическую поддержку[21]. Название турецкой ветви в этой операции «Контргерилья »было раскрыто премьер-министром Эджевитом в 1974 году.
После Иранской революции 1979 года Вашингтон потерял своего главного союзника в регионе, в то же время согласно доктрине Картера сформулированной 23 января 1980 года США должны были использовать военную силу для защиты своих национальных интересов в районе Персидского залива. Турция получила значительную экономическую помощь главным образом от организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и военную помощь от НАТО, особенно от США[33] В 1979-1982 годы страны OECD собрали 4 млрд. долларов для экономической помощи Турции.[34].
Для выполнения доктрины Картера Вашингтон приступил к развитию сил быстрого развёртывания (RDF), необходимых для быстрого вторжения в области вне НАТО особенно в Персидском заливе и без того чтобы полагаться на войска НАТО. 1 октября 1979 года президент Джимми Картер объявил о создании RDF. За день до военного переворота от 12 сентября 1980 года 3 тыс. американских военных из RDF начали учения Anvil Express на турецкой территории[35]. Незадолго до переворота старший генерал турецких ВВС совершил поездку в США[8]. К концу 1981 года был основан турецко-американский совет по обороне (Türk-Amerikan Savunma Konseyi). Министр обороны Юмит Халук и Ричард Перл, в то время помощник министра по международной политике безопасности в новой администрации Рейгана и заместитель главы штаба Нецдет Озторун приняли участие в его первом совещании от 27 апреля 1982 года. 9 октября 1982 был подписан меморандум о взаимопонимании (Mutabakat Belgesi) главное внимание было уделено расширению аэропортов для военных целей на юго-востоке Турции. Было построено несколько аэропортов в провинциях Батман, Муш, Битлис, Ван и Карс на юго-востоке страны.
Американская поддержка переворота была подтверждена резидентом ЦРУ в Анкаре Полом Хензем. После свержения правительства Хенз связался с Вашингтоном, заявив: «Наши мальчики [в Анкаре] сделали это»[36][37]. Это породило впечатление, что США стояли за переворотом. Хенз отверг эти измышления в интервью турецкому отеделению CNN Türk's Manşet от июня 2003 года но спустя два дня Биранд представил запись интервью от 1997 года где Хенз в основном подтвердил рассказ Мехмета Али Биранда[38][39]. Государственный департамент США объявил о происшедшем в ночь с 11 на 12 сентября перевороте, военные позвонили в посольство США в Анкаре чтобы предупредить их о перевороте за час до его начала[8].
Переворот критиковался во многих турецких фильмах, сериалах и песнях выпущенных после 1980 года.
Государственный переворот 1980 года в Турции.