Гражданин Кейн

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гражданин Кейн
Citizen Kane
Жанр

драма

Режиссёр

Орсон Уэллс

Продюсер

Орсон Уэллс

Автор
сценария

Орсон Уэллс
Херман Манкевич

В главных
ролях

Орсон Уэллс

Оператор

Грегг Толанд

Композитор

Бернард Херрманн

Кинокомпания

RKO Radio Pictures

Длительность

119 мин.

Бюджет

839 727 $[1]

Сборы

1 585 634 $ (США)

Страна

США США

Язык

английский

Год

1941

IMDb

ID 0033467

Официальный сайт

«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane) — американский драматический кинофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Финансировала съёмки кинокомпания «РКО Радио Пикчерс» («RKO Radio Pictures»). На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждает в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов»[2][3].

Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Рэндольф Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения потребностей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбеков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»).

Сюжет

Медиамагнат Чарльз Фостер Кейн умирает в своём доме, выронив перед смертью из рук стеклянный шар и еле внятно произнеся только одно слово: «rosebud» («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности, становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, в конце жизни парализован, построил замок Занаду, был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы.

Кадр из фильма. Орсон Уэллс в роли Чарльза Фостера Кейна

Журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо знали Кейна.

Сьюзен Александер, вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбеке зритель узнаёт о случае из детства Кейна, когда он был отдан на воспитание Тэтчеру, после того как неожиданно стал богат.

Последующие флешбеки демонстрируют начало карьеры Кейна в медиабизнесе: получив контроль над небольшой газетой, Чарльз начинает работать в стиле «жёлтой журналистики». Дальнейшая жизнь его хорошо документирована: Кейн женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Романтический скандал с Сьюзен Александер, «певичкой», тем не менее, положил конец как браку, так и политической карьере.

К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона». Он приходит к выводу, что это может быть всё что угодно — то, что Кейн потерял или так и не смог приобрести за всю свою жизнь. Но в последние моменты фильма камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих, по их мнению, не представляющие ценности вещи Кейна. Среди них в печь попадают детские санки Кейна с надписью «Розовый бутон». Для журналиста Томпсона и остальных героев, тем не менее, это так и остаётся загадкой.

Фильм заканчивается тем же планом, которым и начинался: монограмма «К» на заборе вокруг Ксанаду и знак «Проход запрещён».

В ролях

Эверетт Слоун
Джозеф Коттен


История создания

Фильм во многом основан на биографии американского бизнесмена Уильяма Рэндольфа Хёрста (1863—1951), газетного магната, создателя сенсационности как критерия продажи газет, основателя «жёлтой журналистики».

Хотя биографии персонажа и прототипа полностью не совпадают, в картине присутствуют дословные цитаты Хёрста. К примеру, Кейн слово в слово повторяет телеграмму Хёрста своему корреспонденту на Кубу: «Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну» («Please remain. You furnish the pictures, and I’ll furnish the war»). «Гражданин Кейн» взял за основу и роман Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис.

Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.

Не желая выхода фильма на экран, Хёрст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. Уэллс потерял много сил и нервов, чтобы снять фильм, но ещё больше — чтобы добиться от кинокомпании РКО выхода своей картины на экран. Фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Хёрста. Кроме того, большинство газет Хёрста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот.

Значение

В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет, начиная с 1952 года, и основывается на мнении более чем ста киноведов и (с 1992 года) режиссёров из разных стран мира[4], «Гражданин Кейн» пять раз подряд занимал первое место[5].

В 1999 году режиссёром Бенджамином Россом был снят художественный фильм «Проект 281» (RKO 281) о съёмках «Гражданина Кейна», в котором роль Орсона Уэлса исполнил Лев Шрайбер, а также снялись Джон Малкович, Джеймс Кромвелл, Мелани Гриффит, Рой Шайдер, Дэвид Суше и другие.

В 1998 году Американский Киноинститут (American Film Institute) составил список из 100 лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» занял 1-е место[6]. В обновлённом списке 2007 года фильм также занял первое место.

К числу поклонников фильма относятся такие фигуры кинематографа, как Роджер Корман, Кристофер Нолан, Терри Гиллиам, Нил Джордан, Дэвид Линч, Кшиштоф Кеслёвский, Джон Шлезингер, Пол Шредер, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Кинг Видор, Джон Ву, Кшиштоф Занусси, Роджер Эберт[источник не указан 979 дней].

Награды и номинации

Примечания

  1. The American Film Institute Catalog of Motion Pictures Produced in the United States: Feature Films, 1941 - 1950. — University of California Press. — P. 433–435. — ISBN 978-0520215214.
  2. [1], 5 сентября 2006
  3. [2], русский вариант новости [3], 20 июня 2007
  4. Коммерсантъ: Из всех кино для нас главнейшим является «Гражданин Кейн»
  5. 10 Best Films of All Time Polls by Sight & Sound Magazine
  6. 100 Movies—10th Anniversary Edition (англ.). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Гражданин Кейн (фильм)
  • «Гражданин Кейн» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Гражданин Кейн (англ.) на сайте allmovie
  • PBS: Citizen Kane (англ.)
  • Bright Lights Film Journal Essay (англ.)
  • Roger Ebert: Citizen Kane (англ.)
  • Time Magazine Top 100 (англ.)
  • Greatest films (англ.)
  • DVD Review (англ.)
  • Дмитрий Кузнецов «Гражданин Кейн или Видение во Сне. (Ксанаду как метафора)»
  • Фотографии со съемок (рус.)

Гражданин Кейн.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47