Гран-при Макао

20-09-2023

  Гран-при Макао
Описание этапа

Место Макао, Китай
Трек Guia Circuit
3.803 м / 6.120 км
Первый приз 1954
Последний приз 2010
Всего призов 57
Больше всего
побед (пилот)
Дж.Макдональд (4)
Больше всего
побед (конструктор)
Dallara (18)
Последний этап
Класс Формула-3
Последний
победитель
Э.Мортара Signature
Guia Circuit: вход в поворот Лиссабон

Гран-при Макао — это соревнование в области моторных видов спорта, ежегодно проводящееся в одном из специальных административных регионов Китая — в Макао. Соревнование традиционно проходит в один из уик-эндов ноября

Соревнование известно тем, что в рамках одного соревнования на уличной трассе проводят свой уик-энд и мотоциклетные и автоспортивные соревнования. Наиболее значимыми является этап Формулы-3, FIA WTCC и мотоциклетный приз.

Содержание

История

Гран-при Макао первоначально было задумано в 1954 году, как охота на сокровища вокруг улиц города[1], но вскоре было предложено что можно провести любительское гоночное соревнование для местных энтузиастов. Гонка продолжалась как любительская до 1966 года, когда бельгийский гонщик Мауро Бьянки заявился в гонку на болиде Рено, для повышения имиджа Рено в Гонконге. Позже число профессиональных команд было всё больше.

Мотогонка была представлена в 1967 году, и в том году произошла первая авария с летальным исходом на Гран-при: двукратный чемпион Доджи Лаурел умер, после того как он потерял контроль над машиной и разбился. В связи с этим начались разговоры по поводу повышения безопасности на трассе.

C 1972 года в рамках гран-при проводится отдельная кузовная гонка. В силу особенностей трассы и регулярности проведения гонок, этап вскоре этап обрёл статус одного из самых престижных соревнований для автомобилей этого класса. С 2005 года соревнование входит в календарь FIA WTCC — официального чемпионата мира для техники этой категории.

С 1983 года проводящийся в рамках приза этап на формулической технике был преобразован в соревнования для техники класса Формула-3 (техника более старшего класса — Формулы-2 — требовала слишком больших изменений в инфраструктуре трассы). С тех пор гонка обрела статус полуофициального смотра молодых талантов для мирового автоспорта — в Макао побеждал Айртон Сенна, боролись между собой Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен. Многие из пилотов, блиставших на Guia Circuit, со временем оказались в Формуле-1 и IndyCar.

Мотоциклетный этап также периодически собирает на старте многих известных действующих представителей этого вида спорта. В Макао выступали Кевин Шванц, Карл Фогерти, Рон Хеслем и Майкл Раттер.

Гран-при сегодня

Гонка Формулы-3 2008 года.

Ныне Гран-при проводится на второй или третьей неделе ноября, начинаясь в четверг и заканчиваясь в воскресенье.

Первые два дня уик-энда посвящены тренировочным и квалификационным заездам. Гоночные дни всех серий планируются на субботу и воскресенье.

Главные гонки Большого приза — этап межконтинентального кубка Формулы-3 и этап FIA WTCC — проводятся при поддержке FIA. Помимо них в рамках уик-энда проводится мотоциклетное соревнования, собирающее на старте многих бывших и нынешних участников чемпионата мира по супербайку; гонку тихоокеанского чемпионата Формулы-БМВ; а также множество соревнований с участием местных гонщиков.

Рекорды круга

Общая характеристика трассы: трек представляет собой городскую трассу, состоя из длинных прямых, перемежаемых крутыми поворотами.

  • Длина круга: 6.2 км
  • Минимальная ширина кольца: 7 м

Гоночные рекорды круга по классам

Регламент Время Пилот Техника Год
Формулические классы.
Формула-3 2:10.732 Эдоардо Мортара Dallara F308-Volkswagen 2009
Формула-БМВ 2:29.449 Уильям Баллер Mygale FB02-BMW K1200RS 2009
Формула-Рено 2:23.135 Скотт Спид Tatuus-Renault F7R 2004
Формула-2000 2:30.052 Филипп Дескомб Tatuus-Renault F7R 2001
Кузовные классы.
GT 2:23.488 Кейта Сава Lamborghini Gallardo LP560 GT3 2010
Interport race[2] 2:48.216 Альвару Маурату Honda Integra DC5 2010
Road Sport Challenge 2:32.974 Манабу Оридо Nissan GT-R 2010
CTM Touring Car[3][4] 2:30.302 Кеннет Ло Honda Accord Euro R 2009
Super 2000 2:32.517 Габриэле Тарквини SEAT León TDI 2008
Porsche Carrera 2:27.343 Дэррил О'Янг Porsche 911 GT3 Cup 2007
ACMC race 2:42.591 Чжэун Вайонь Honda RS125 2003
Super Production 2:39.634 Симон Харрисон Honda Integra Type-R 2003
Суперкары 2:41.877 Кевин Вонг Porsche 911 GT3R 2000
Супертуризм 2:29.253 Стив Сопер BMW 320i 1997
Мотоциклетные классы.
Мотоциклетный гран-при 2:23.616 Стюарт Истон Kawasaki Ninja ZX-10R 2010
По данным с 1993 по 2010 год.

Победители гран-при разных лет

Соревнование среди спортивных машин

Год Победитель Техника
1954 Эдуарду де Карвалью Triumph TR2
1955 Роберт Ричи Austin-Healey 100
1956 Дуг Стин Mercedes-Benz 190SL
1957 Артур Пейтман Mercedes-Benz 300SL
1958 Чань Ле Чоунь Aston Martin DB3S
1959 Рон Хардуик Jaguar XKSS
1960 Мартин Редферн Jaguar XKSS

Соревнование среди формулической техники

Первые годы

Год Победитель Техника Регламент
1961 Питер Хит Lotus 15-Climax Формула-Либре
1962 Арсенио Лорел Lotus 22-Ford Формула-Либре
1963 Арсенио Лорел Lotus 22-Ford Формула-Либре
1964 Альберт Пун Lotus 23-Ford Формула-Либре
1965 Джон Макдональд Lotus 18-Ford Формула-Либре
1966 Мауро Бьянки Alpine-Renault T66 Формула-Либре
1967 Тони Мэу Lotus 20B-Ford Формула-Либре
1968 Ян Басселл McLaren M4C Формула-Либре
1969 Кевин Бартлетт Mildren-Waggott Формула-Либре
1970 Дитер Квестер BMW F270 Формула-Либре
1971 Ян Басселл McLaren M4C Формула-Либре
1972 Джон Макдональд Brabham BT36 Формула-Либре
1973 Джон Макдональд Brabham BT40 Формула-Либре
1974 Верн Шуппан March 72B-Ford Формула-Пасифик
1975 Джон Макдональд Ralt RT1-Ford Формула-Пасифик
1976 Верн Шуппан Ralt RT1-Ford Формула-Пасифик
1977 Риккардо Патрезе Chevron B40-Ford Формула-Пасифик
1978 Риккардо Патрезе Chevron B42-Ford Формула-Пасифик
1979 Джофф Лис Ralt RT1-Ford Формула-Пасифик
1980 Джофф Лис Ralt RT1-Ford Формула-Пасифик
1981 Боб Ирл Hayashi 200P-Toyota Формула-Пасифик
1982 Роберто Морено Ralt RT4-Ford Формула-Пасифик

Формула-3

Год Победитель Техника Серия Отчёт
1983 Айртон Сенна Ralt RT3-Toyota BF3 Отчёт
1984 Йон Нильсен Ralt RT3-Volkswagen GF3 Отчёт
1985 Маурисио Гужельмин Ralt RT30-Volkswagen BF3 Отчёт
1986 Энди Уоллас Reynard 863-Volkswagen BF3 Отчёт
1987 Мартин Доннелли Ralt RT31-Toyota BF3 Отчёт
1988 Энрико Бертаджа Dallara 388-Alfa Romeo IF3 Отчёт
1989 Дэвид Брэбэм Ralt RT33-Volkswagen/Spiess BF3 Отчёт
1990 Михаэль Шумахер Reynard 903-Volkswagen/Spiess GF3 Отчёт
1991 Дэвид Култхард Ralt RT35-Honda/Mugen BF3 Отчёт
1992 Риккард Рюделл TOM’S 032F-Toyota JF3 Отчёт
1993 Йорг Мюллер Dallara 393-Fiat/Novamotor GF3 Отчёт
1994 Саша Массен Dallara F394-Opel/Spiess GF3 Отчёт
1995 Ральф Шумахер Dallara F394-Opel/Spiess GF3 Отчёт
1996 Ральф Фёрман Dallara F396-Honda/Mugen-NBE BF3 Отчёт
1997 Соэй Аяри Dallara F396-Opel/Spiess - Отчёт
1998 Питер Дамбрек Dallara F398-Toyota/TOM'S JF3 Отчёт
1999 Даррен Мэннинг Dallara F399-Toyota/TOM'S JF3 Отчёт
2000 Андре Коуту Dallara F399-Opel/Spiess - Отчёт
2001 Такума Сато Dallara F301-Honda/Mugen-NBE BF3 Отчёт
2002 Тристан Гомменди Dallara F302-Renault/Sodemo FF3 Отчёт
2003 Николя Лапьер Dallara F302-Renault/Sodemo F3E Отчёт
2004 Александр Према Dallara F304-Mercedes/HWA F3E Отчёт
2005 Лукас ди Грасси Dallara F304-Mercedes/HWA F3E Отчёт
2006 Майк Конвей Dallara F306-Mercedes/HWA BF3 Отчёт
2007 Оливер Джарвис Dallara F307-Toyota/TOM'S JF3 Отчёт
2008 Кэйсукэ Кунимото Dallara F308-Toyota/TOM'S JF3 Отчёт
2009 Эдоардо Мортара Dallara F308-Volkswagen F3E Отчёт
2010 Эдоардо Мортара Dallara F308-Volkswagen F3E Отчёт

Соревнование среди легковых автомобилей

Ныне этап входит в календарь чемпионата FIA WTCC. В рамках уик-энда разыгрываются две равноценные гонки.

Сезон Победитель Машина Трасса Отчёт
2010 Гонка 1 : Роберт Хафф Chevrolet Guia Circuit Отчёт
Гонка 2 : Норберт Мицелис SEAT

Мотоциклетное соревнование

Год Победитель Мотоцикл
1967 Хироси Хасэгава Yamaha RD56
1968 Хироси Хасэгава Yamaha 250
1969 Джон Макдональд Yamaha
1970 Бенни Хидаят Yamaha YSI
1971 Акиясу Мотохаси Yamaha
1972 Икудзиро Такай Yamaha TR3
1973 Кен Араока Suzuki RG500
1974 Хироюки Кавасаки Yamaha
1975 Хидэо Каная Yamaha
1976 Чез Мортимер Yamaha
1977 Мик Грант Kawasaki KR750
1978 Садао Асами Yamaha TZ750
1979 Садао Асами Yamaha TZ750
1980 Садао Асами Yamaha TZ750
1981 Рон Хеслем Honda RS1123
1982 Рон Хеслем Honda RS1123
1983 Рон Хеслем Honda NS500
1984 Мик Грант Suzuki RGB500
1985 Рон Хеслем Honda RS500
1986 Рон Хеслем Elf Honda 500
1987 Рон Хеслем ROC Elf Honda 4
1988 Кевин Шванц Suzuki RGV500
1989 Роберт Данлоп Honda RC30
1990 Стив Хислоп Honda RC30
1991 Дидье де Радиге Suzuki RGV500
Год Победитель Мотоцикл
1992 Карл Фогерти Harris Yamaha 500
1993 Стив Хислоп ROC Yamaha 500
1994 Стив Хислоп Harris Yamaha 500
1995 Майк Эдвардс ROC Yamaha 500
1996 Филлип Маккаллен Yamaha YZR500
1997 Андреас Хофманн Kawasaki Ninja ZX-7R
1998 Майкл Раттер Honda RVF750 RC45
1999 Дэвид Джеффирис Yamaha YZF-R1
2000 Майкл Раттер Yamaha YZF-R1
2001 Джон Макгиннес Honda CBR954RR
2002 Майкл Раттер Ducati 998
2003 Майкл Раттер Ducati 998
2004 Майкл Раттер Honda CBR1000RR
2005 Майкл Раттер Honda CBR1000RR
2006 Стив Плейтер Yamaha YZF-R1
2007 Стив Плейтер Yamaha YZF-R1
2008 Стюарт Истон Honda CBR1000RR
2009 Стюарт Истон Honda CBR1000RR
2010 Стюарт Истон Kawasaki Ninja ZX-10R

Интересные факты

  • Арсенио Лорел — первый гонщик, кто выигрывал Большой приз два года подряд, стал одной из первых жертв трассы. Гонщик погиб, когда его автомобиль, потеряв управление, врезался в стену. Бюст филиппинца находится в музее Гран-при.
  • В 1976 году на старт гран-при единственный раз вышла семейная пара — Альберт и Диана Пуны.[5]
  • Guia Circuit присутствует в гонконгском фильме 1989-го года Всё об А-Лонге
  • Из-за массовых аварий в повороте Лиссабон Эмануэле Пирро пришлось в 1989 году проехать несколько кругов по трассе в противоположном направлении.
  • В гонке Формулы-3 неоднократно принимали участие действующие пилоты Формулы-1: так в 1985 году на старт вышел Рене Арну.
  • Самый плотный финиш в истории гран-при был зафиксирован в 1998 году — на финише заезда Ф3 Питера Дамбрека и Рикарду Маурисиу разделило лишь 0,003 секунды.

Примечания

  1. Fernando Macedo Pinto, one of the founders of the Macau Grand Prix (Португальский). Blog Macau Antigo. Архивировано из первоисточника 16 марта 2012. Проверено 20 октября 2010.
  2. Специальное соревнование для начинающих гонщиков из Макао и Гонконга.
  3. больше известен как CTM Cup
  4. Гонка для уже опытных гонщиков из Макао и Гонконга.
  5. Colour and Noise, 40 years of the Macau Grand Prix. by Philip Newsome. 1993. ISBN 962-7460-05-2

См. также

Ссылки

  • Сайт организаторов соревнования

  • Превью Гран-При Макао 2011 г. и обзор гонок 2003—2006 гг.
  • Обзор Гран-При Макао 2011 г.

22°11′50″ с. ш. 113°33′10″ в. д. / 22.197222° с. ш. 113.552778° в. д. (G) (O)

Гран-при Макао.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47