Гурвич, Абрам Соломонович

11-10-2023

Абрам Соломонович Гурвич

Абра́м Соломо́нович Гу́рвич (30 января [11 февраля1897, Баку — 18 ноября 1962, Москва), известный советский шахматный композитор. Основная профессия: литературовед и театральный критик. В конце 1940-х годов, во время кампании борьбы с так называемыми «безродными космополитами», был одним из главных объектов газетной травли.[1]

Член Союза писателей СССР, мастер спорта СССР по шахматной композиции, судья международной категории. Всего составил около 80 этюдов, 46 из них отмечены отличиями на шахматных конкурсах, в том числе 12 этюдов получили первые призы. В 1962 году победил на VI личном чемпионате СССР по этюдам, дважды занимал на этих чемпионатах второе место (1929, 1955). Автор яркой полемической статьи «Шахматная поэзия» об этюдной композиции и её художественной ценности.

Содержание

Биография

Родился в Баку. С 1925 года опубликовал ряд литературоведческих работ, в основном посвящённых пьесам советских драматургов и писателей: Н. Ф. Погодина, А. Ф. Афиногенова, А. М. Файко, В. М. Киршона, В. А. Кочетова и других.

С 1925 по 1929 год работал редактором шахматного отдела газеты «Бакинский рабочий», руководил ежегодными шахматными конкурсами в этой газете. Первый шахматный этюд опубликовал в 1926 году. В начале 1930-х годов отошёл от композиции, но в конце 1940-х годов вновь вернулся к ней. Гурвич также судил многочисленные в те годы шахматные конкурсы провинциальных и столичных газет и журналов.

В 1949 году Гурвич, наряду с другими, попал под огонь партийной кампании борьбы с «безродными космополитами». 28 января 1949 года в газете «Правда» появилась разгромная редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»:

   А. Гурвич делает злонамеренную попытку противопоставить советской драматургии классику, опорочить советскую драматургию… А какое представление может быть у А. Гурвича о национальном характере русского советского человека, если он пишет, что в «благодушном юморе и наивно доверчивом оптимизме» пьес Погодина, в которых якобы выразился «национальный характер мироощущения драматурга», зритель видел свое отражение и «испытывал радость узнавания», ибо, дескать, «русским людям не чуждо и благодушие». Поклёп это на русского советского человека. Гнусный поклёп.
   В то время, когда перед нами со всей остротой стоят задачи борьбы против безродного космополитизма, против проявлений чуждых народу буржуазных влияний, эти критики не находят ничего лучшего, как дискредитировать наиболее передовые явления нашей литературы. Это наносит прямой вред развитию советской литературы и искусства, тормозит их движение вперёд.
   Этой же, с позволения сказать, «работой» занимаются, как мы видели, А. Гурвич, Ю. Юзовский и другие. Их пустой, раздутый «авторитет» до сих пор еще не разоблачен по-настоящему. Порочные взгляды критиков Борщаговского, Гурвича, Юзовского, Варшавского, Бояджиева, стоящих на позициях антипатриотических, питают всякого рода чуждые народу извращения в деятельности ряда критиков[2].

Выражение «гурвичи и юзовские» многократно использовалось в ходе кампании как стандартное газетное клеймо «космополитов». Опасаясь ареста, Гурвич вынужден был направить в «Правду» покаянное письмо. Вероятно, с этими событиями связано возвращение Гурвича к ранее оставленному занятию шахматной композицией.

В дальнейшем репрессий в отношении его не было, но до смерти Сталина страницы журналов были для него закрыты, несмотря на заступничество Александра Фадеева и Михаила Шолохова[3].

В 1956 году Гурвич получил звание международного арбитра по шахматной композиции. В 1957 году удостоен звания мастера спорта СССР по шахматной композиции.

Жена: Ольга Левыкина, актриса.

Творчество

Шахматная композиция

  • Гурвич А. С. Этюды. — М.: ФиС, 1961, 2-е изд. — 190 с.

В этой книге помещены 70 этюдов автора, а также широко известная, основополагающая для Гурвича статья «Шахматная поэзия», первая редакция которой содержалась в сборнике «Советский шахматный этюд». В статье ярко и художественно излагаются эстетические принципы, которыми руководствовались сам Гурвич и лучшие представители советской этюдной школы. Эти принципы иллюстрируются на примере 70 избранных этюдов разных авторов.

Литературоведение

  • В поисках героя. М.-Л., 1938, 349 с.
  • Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936.
  • Черты современника (Литературно-критические статьи), М., 1958.
  • H. Ф. Погодин, в сб.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948.
  • Образ Ленина в советской драматургии, «Театр», М., 1940, № 1.

Избранные этюды

Абрам Соломонович Гурвич
Шахматы, 1928
Этюд 1. Выигрыш (4 + 2)




Решение:

1. Кb6-d7 (белые пытаются спасти свою пешку) Сc7!
На 1…Сf4 последует 2. Крg4 и 3. Крf5, а если 1… Сa7, то 2. Кe5! Крg7 (иначе 3. Сf8+) 3. Сb2!
2. Кd7-f8 Сc7-e5! (угрожая 3…Сg7)
3. Крh3-g4! Сe5-b2!
4. Сa3-c5! Сb2-d4! (вечное преследование?)
5. g6-g7!! Кр:g7 (5… С:g7 6. Ce3 мат)
6. Кf8-e6+



Абрам Соломонович Гурвич
Конкурс в Чехословакии, 1959
Этюд 2. Ничья (4 + 5)




Решение:

1. Лe3-c3! d5-d4
2. Лa2-h2+!! Фh1:h2
3. Лc3:c7+ Крh7-h8
4. Лc7-h7+!! Фh2:h7
5. Сb8-e5+ Фh7-g7
6. Сe5:d4! Фg7:d4 пат

Примечания

  1. ДО КОНЦА РАЗОБЛАЧИТЬ БУРЖУАЗНОЕ ОХВОСТЬЕ!
  2. Текст статьи.
  3. [1] «Абрам Соломонович, лишенный возможности печататься, жил только, тем, что был известным шахматным композитором. Интересно, что ему периодически помогал деньгами А. Фадеев, с которым он был дружен в лучшие времена. Фадеев подъезжал к дому А. С. на машине, но в дом не заходил, а передавал деньги через водителя, который наверняка был агентом КГБ.»

Ссылки

  • Александр Казанцев. Блестящий проигрыш. Рассказ. В сб. «Мир приключений». Изд. «Детская литература», М.: 1983.
  • Безродным космополитам стукнуло 55.
  • НА ЧУЖДЫХ ПОЗИЦИЯХ. О ПРОИСКАХ АНТИПАТРИОТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ. РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ» 30 января 1949 года.
  • Композиции Гурвича

Литература

  • Гурвич А. С. Этюды. — М.: ФиС, 1961, 2-е изд. — 190 с.
  • Советский шахматный этюд. М.: ФиС, 1955.

Гурвич, Абрам Соломонович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47