Да’ва́т (араб. دعوة — призыв, приглашение) — проповедь ислама, прозелитизм. Мусульманин, который занимается даватом (даи, мн. дуат) может быть классифицирован в некоторых случаях, как исламский эквивалент миссионера[1] .
История
Дават употребляется в Коране в смысле призыва к мертвым подняться на День Суда[2]. В целом слово дават используется в Коране в смысле приглашения жить в соответствии с Божьей волей. Таким образом, в первые века ислама, слово дават чаще всего использовали наравне с шариатом и религией. В основе мирной проповеди лежит пример пророка Мухаммада, который в течение 23 лет вёл среди своих соплеменников. В 628 г. между мединскими мусульманами и мекканскими многобожниками было заключено перемирие, которое стало важнейшим этапом распространения ислама на Аравийском полуострове. Благодаря этому мусульманские проповедники, отправлявшиеся к различным племенам по всей Аравии за 2 года смогли привести в ислам столько людей, сколько не было в течение 18 лет[3].
Цели
В исламской теологии, целью призыва является информирование мусульман и немусульман о поклонении Богу и жизни исламского пророка Мухаммада, а также приглашение к принятию ислама[4]. При помощи давата пророк Мухаммед распространял послание Корана, а после него его последователи взяли на себя обязанность призыва к людям своего времени[4].
Основы давата
В основе даввата лежит принцип грамотности и благожелательности проповедников[3]. К основополагающим принципам даввата относятся:
- Знания[5];
- Доброта и нежность[6];
- Мудрость[7];
- Ясность (понятный язык)[8];
- Терпение[5].
Современные движения
Современная жизнь подтверждает важность давата, так как в последнее время возросло негативное воздействие различных исламофобских средств массовой информации[3]. Активную работу по давату ведут исламские организации и проповедники.
- Джамаат Таблиг — аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом[9].
- Ахмед Дидат — исламский проповедник, писатель и богослов. Был известен своими трудами по вопросам взаимоотношения христианства и ислама, создатель Международного центра Исламского призыва[10].
- Закир Найк — индийский мусульманский проповедник, президент Исламского исследовательского фонда (ИИФ), основатель Исламской международная школы в Мумбаи[11].
Примечания
- Oxford Islamic Studies Online. Oxfordislamicstudies.com (6 мая 2008). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 19 сентября 2012.
- 30:25
- ↑ Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь. — Н. Новгород: Медина, 2007. — 208 с. — ISBN 978-5-9756-0021-9
- ↑ Daʿwa // : In 12 Vols. [with indexes etc.] / Edited by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden: E. J. Brill, 1960—2005.
- ↑ Как правильно призывать людей к Исламу. Ислам.ру (1 декабря 2012). Архивировано из первоисточника 28 марта 2013. Проверено 28 марта 2013.
- 3:159
- 16:125
- 14:4
- "Таблиг джамаат" запрещен в России. .ru. Архивировано из первоисточника 28 марта 2013. Проверено 28 марта 2013.
- Ахмед Дидат - жизнь, посвященная исламскому призыву (рус.). IMAM.RU. Архивировано из первоисточника 28 марта 2013. Проверено 28 марта 2013.
- Dr. Zakir Naik. Islamic Research Foundation. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 28 марта 2013.
Литература
- Хайретдинов М. З. Все дороги ведут… в Ислам!. — Н. Новгород, 2006.
Ссылки
- Canard M. Daʿwa // : In 12 Vols. [with indexes etc.] / Edited by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden: E. J. Brill, 1960—2005.