Демаркация российско-китайской границы (2005)

10-05-2023

Демаркация российско-китайской границы состоялась в 2005 году. В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Данные земли не были заселены и никак не использовались, по причине заболоченности, не используются они и сейчас. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе, согласно которому произошла передача.

20 мая 2005 года Государственная дума 4 созыва ратифицировала дополнительное соглашение (поддержали 307 депутатов, против — 80, воздержались двое). 25 мая соглашение было утверждено Советом Федерации (поддержали 157 сенаторов, против — двое, без воздержавшихся).

Содержание

История

В 1689 году был заключён Нерчинский договор, когда Россия признала права Китая на земли на правом берегу Амура и в Приморье.

В середине XIX века, пользуясь слабостью Китая, Россия присоединила к себе 165,9 тысяч квадратных километров Приморья, находившихся в совместном управлении. Китай остался без выхода в Японское море. Эти изменения были закреплены Тяньцзиньским договором от 1 июня 1858 года и Пекинским договором от 2 ноября 1860 года.

В период японской оккупации Китая СССР по взаимному согласию между Сталиным и главнокомандующим НОАК Мао Цзэдуном, контролировавшего северные районы Китая, было заключенно соглашение о проведении линии границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури. Таким образом Китай фактически лишался права использовать фарватер этих рек, но зато получал поддержку от СССР в случае аннексии Японией части территории.

Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе, однако документ не был подписан.

В 1991 году президент СССР Михаил Горбачёв подписал договор, по которому граница проходила по середине фарватера Амура.

Реакция

Карта государственной границы близ островов Большой Уссурийский и Тарабаров

Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в России. В качестве положительного результата называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов.

Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин положительно оценил договор:

«Недоговоренности в вопросах, касающихся спорных территорий всё время могут быть камнем преткновения в двусторонних отношениях. В настоящее время у нас нет территориальных претензий друг к другу, и это послужит прочным фундаментом для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, не стоит забывать, что водовод и водозабор остались на нашей стороне, а это большой плюс. Я уверен, что наши потомки в будущем оценят то, что мы сделали в 2005 году»[1].

Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем»[2]. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой, «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Против соглашения выступили представители КПРФ. В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов.[3]

См. также

Источники

  1. Читинский губернатор убежден в правильности передачи островов Китаю // REGNUM, 30 мая 2005
  2. Леонид Драчевский: «Передача островов Китаю уберет последний спорный момент в наших отношениях» // REGNUM, 25 мая 2005
  3. В Хабаровске продолжается борьба против передачи островов Китаю // REGNUM, 3 ноября 2004

Литература

  • Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 14 октября 2004 года.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 52-ФЗ «О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части»

Ссылки

  • Дума отдает Китаю острова
  • Острова под Хабаровском
  • Спутниковая фотография островов Тарабаров и Большой Уссурийский

Демаркация российско-китайской границы (2005).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47