Джиро д’Италия

19-10-2023

Джиро д’Италия
Информация о гонке
Время проведения Май − Июнь
Регион Италия
Русское название Джиро д’Италия
Местное название итал. Giro d'Italia
Дисциплина Велоспорт-шоссе
Тип Супер-веломногодневка
Организатор RCS Sport
История
Первая гонка 1909
Номер гонки 95 (2012)
Первый победитель Луиджи Ганна
Рекорд побед 5 побед:
Альфредо Бинда
Фаусто Коппи
Эдди Меркс
Последний победитель Райдер Хешедаль
Рекорды Джиро д'Италия
Пятикратный победитель Джиро — Эдди Меркс
Победители
Генеральная классификация
Рекорд побед 5 побед:
А. Бинда
Ф. Коппи
Э. Меркс
Рекорд подиумов Ф. Джимонди (3-2-4)[1]
Самый молодой 20 лет, 8 месяцев и 25 дней
Ф. Коппи (1940)
Самый возрастной 35 лет
Ф. Маньи (1955)
Другие классификации
Молодёжная 2 победы:
В. Пульников
П. Тонков
Горная 7 побед:
Дж. Бартали
Спринтерская 4 победы:
Ф. Мозер
Дж. Саронни
Участники
Наименьшее кол-во 56 (1912)
Наибольшее кол-во 298 (1928)
Наименьшее кол-во финишировавших 8 (1914)
Дистанция
Протяжённейшая 4337 км (1957)
Протяжённейший этап 430 км (1914)
ЛуккаРим

Джиро д’Италия (итал. Giro d'Italia) — популярная многодневная велогонка, одна из трёх крупнейших в Европе (наряду с Тур-де-Франс и Вуэльтой). Проходит ежегодно по территории Италии обычно в мае-июне. Первая гонка состоялась в 1909 году. Из российских гонщиков гонку выигрывали Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009)

Помимо основных состязаний с 1988 года проводится Giro d'Italia для женщин и Girino d'Italia для юниоров.

Содержание

История

Создание гонки

В условиях жёсткой борьбы за читателей, главному редактору раздела о велоспорте Армандо Куне итальянской спортивной газеты Gazzetta dello Sport, пришла идея создать велогонку для привлечения подписчиков к изданию. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе своего номера объявила, что в 1909 году состоится первая многодневная велогонка Джиро д'Италия. Таким образом Gazzetta стала первым печатным изданием в Италии, которое создало свою велогонку.

Первым директором гонки был назначен автор идеи Армандо Куне. Газета выделила 3000 лир для премирования победителя, а итальянский союз велосипедного спорта ещё 14000 лир.

Первая Джиро д'Италия стартовала 13 мая 1909 года в 14:53 по местному времени в Лорето, финиш состоялся в Милане.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 километров - цифра просто фантастическая по нынешним меркам). До финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Первым победителем гонки стал итальянец Луиджи Ганна, он получил за это 5325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне, получал ежемесячную зарплату 150 лир. Информация о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Факты

За всю историю проведения гонки на ней погибло четверо участников: первый случай произошел в 1952 году, последний — в 2011 году.[2]

Лидерские майки

Розовая майка

Розовая майка (итал. Maglia rosa) является самой престижной на гонке и вручается лидеру генеральной классификации, аналог жёлтой майки Тур де Франс.

Майка получила свой цвет из-за розового цвета страниц Gazzetta dello Sport. Первым, кто надел розовую майку, был Лерко Гуерра, победитель пролога Милан-Мантуя на 19-ой Джиро в 1931 году.

Бонификационные секунды

На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 - за первое, 12 - за второе, 8 - за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика).

Белая майка

Белая майка (итал. maglia bianca) вручается гонщику, лидирующему в классификации лучшего молодого гонщика, т.е. спортсмену до 25 лет, находящемуся выше всех в генеральной классификации.

Впервые молодёжная классификация на Джиро появилась в 1976 году и присуждалась гонщиками до 24 лет. Упразднена в 1994 году, вновь восстановлена в 2007 году.

Малиновая майка

Малиновая майка (итал. Maglia ciclamino) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков в спринтерском зачёте.

Спринтерская классификация на Джиро появилась в 1966 году, лидер номинации награждался майкой красного цвета, малинового цвета майка стала с 1970 года.

Начисление очков

Спринтерские очки начисляются на финише каждого этапа вне зависимости от рельефа. Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. Из-за такой системы начисления очков малиновую майку чаще выигрывают не спринтеры, а универсальные гонщики.

Зелёная майка

Зелёная майка (итал. maglia verde) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков в горной классификации.

Впервые горная классификация появилась на гонке в 1933 году, первым «горным королём» стал Альфредо Бинда. Отличительная зелёная майка лучшего горняка появилась лишь в 1974 году.

Начисление очков

Большинство вершин подъёмов в гонке разделены на три категории: первая — наиболее ценная, вторая, третья, четвертая — наименее ценная. Также существуют горы специальной категории, за преодоление которых гонщики получают ещё больше очков, чем за гору первой категории. Больше всего очков в зачёт горной классификации можно получить когда гонщики финишируют в гору.

1 место 2 место 3 место 4 место 5 место
1 категория 10 6 4 2 1
2 категория 5 3 1
3 категория 3 2 1
Специальная категория 17 14 8 5 3
Финиш в гору 12/15/17/19 10 6 4 2

Голубая майка

Голубая майка (итал. Maglia azzurra) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков набранных на летучих финишах, т.е. промежуточных, являющихся не конечной точкой дистанции.

Впервые майка появилась в 1989 году.

Распределение очков

Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6, 4, 3, 2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6, 4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки данной классификации и боннификационные секунды идут и в зачёт малиновой майки.

Победители

Генеральная классификация

Год Победитель Команда
95 2012 Райдер Хешедаль Garmin-Barracuda
94 2011 Микеле Скарпони Lampre-ISD
93 2010 Иван Бассо (2) Liquigas
92 2009 Денис Меньшов Rabobank
91 2008 Альберто Контадор Astana
90 2007 Данило Ди Лука Liquigas
89 2006 Иван Бассо Team CSC
88 2005 Паоло Савольделли (2) Discovery Channel
87 2004 Дамьяно Кунего Saeco
86 2003 Джильберто Симони (2) Saeco
85 2002 Паоло Савольделли Index-Alexia
84 2001 Джильберто Симони Lampre-Daikin
83 2000 Стефано Гарцелли Mercatone Uno
82 1999 Иван Готти (2) Polti
81 1998 Марко Пантани Mercatone Uno
80 1997 Иван Готти Saeco
79 1996 Павел Тонков Mapei-GB
78 1995 Тони Ромингер Mapei-GB
77 1994 Евгений Берзин Gewiss-Ballan
76 1993 Мигель Индурайн (2) Banesto
75 1992 Мигель Индурайн Banesto
74 1991 Франко Чьокьолли del Tongo
73 1990 Джанни Буньо Chateau d'Ax
72 1989 Лоран Финьон Super U-Raleigh-Fiat
71 1988 Эндрю Хэмпстен 7-Eleven
70 1987 Стивен Роч Carrera-Vagabond
69 1986 Роберто Висентини Carrera-Inoxpran
68 1985 Бернар Ино (3) La Vie Claire
67 1984 Франческо Мосер Gis-Tuc Lu
66 1983 Джузеппе Саронни (2) Del Tongo
65 1982 Бернар Ино (2) Renault-Elf-Gitane
64 1981 Джованни Баттальин Inoxpran
63 1980 Бернар Ино Renault-Elf-Gitane
62 1979 Джузеппе Саронни Scic
61 1978 Йохан де Мюйнк Bianchi-Faema
60 1977 Мишель Поллентье Flandria-Velda
59 1976 Феличе Джимонди (3) Bianchi-Campagnolo
58 1975 Фаусто Бертольо Jollyceramica
57 1974 Эдди Меркс (5) Molteni
56 1973 Эдди Меркс (4) Molteni
55 1972 Эдди Меркс (3) Molteni
54 1971 Гёста Петтерссон Ferretti
53 1970 Эдди Меркс (2) Faema
52 1969 Феличе Джимонди (2) Faema
51 1968 Эдди Меркс Faema
50 1967 Феличе Джимонди Salvarani
49 1966 Джанни Мотта Molteni
48 1965 Витторио Адорни Salvarani
47 1964 Жак Анкетиль (2) St.Raphael
46 1963 Франко Бальмамион (2) Carpano
45 1962 Франко Бальмамион Carpano
44 1961 Арнальдо Памбьянко Fides
43 1960 Жак Анкетиль Fynsec
42 1959 Шарль Голь (2) Emi G. S.
41 1958 Эрколе Бальдини Legnano
40 1957 Гастоне Ненчини Chlorodont
39 1956 Шарль Голь Faema-Guerra
38 1955 Фиоренцо Маньи (3) Nivea-Fuchs
37 1954 Карло Клеричи Faema-Guerra
36 1953 Фаусто Коппи (5) Bianchi-Pirelli
35 1952 Фаусто Коппи (4) Bianchi-Pirelli
34 1951 Фиоренцо Маньи (2) Ganna
33 1950 Уго Кобле Guerra
32 1949 Фаусто Коппи (3) Bianchi-Ursus
31 1948 Фиоренцо Маньи Willier Triestina
30 1947 Фаусто Коппи (2) Bianchi
29 1946 Джино Бартали (3) Legnano
Соревнование не проводилось: Вторая мировая война
28 1940 Фаусто Коппи Legnano
27 1939 Джованни Валетти (2) France Sport-Wobler
26 1938 Джованни Валетти Fresjus
25 1937 Джино Бартали (2) Legnano
24 1936 Джино Бартали Legnano
23 1935 Васко Бергамаски Maino-Girardengo
22 1934 Леарко Гуэрра Maino-Clement
21 1933 Альфредо Бинда (5) Legnano
20 1932 Антонио Песенти Dei
19 1931 Франческо Камуссо Gloria
18 1930 Луиджи Маркизио Legnano
17 1929 Альфредо Бинда (4) Legnano
16 1928 Альфредо Бинда (3) Legnano
15 1927 Альфредо Бинда (2) Legnano
14 1926 Джованни Брунеро (3) Legnano
13 1925 Альфредо Бинда Legnano
12 1924 Джузеппе Энричи
11 1923 Костанте Джирарденго Maino
10 1922 Джованни Брунеро (2) Legnano
9 1921 Джованни Брунеро Legnano
8 1920 Гаэтано Беллони Bianchi
7 1919 Костанте Джирарденго Stucchi
Соревнование не проводилось: Первая мировая война
6 1914 Альфонсо Кальцолари Stucchi
5 1913 Карло Ориани Maino
4 1912 Команда Atala: Карло Галетти (3),
Джованни Микелетто,
Эберардо Павези
Team Atala
3 1911 Карло Галетти (2) Bianchi
2 1910 Карло Галетти Team Atala
1 1909 Луиджи Ганна Team Atala

Примечания

  1. Супермногодневка «Джиро д’Италия»
  2. Вейланд стал четвертым велогонщиком, погибшим за всю историю «Джиро»

Ссылки

  • Вся история Джиро (1909-2011) на русском
  • Официальный сайт (англ.)
  • Победители Джиро д’Италия
  • Наша Джиро

Джиро д’Италия.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47