Дункан, Айседора

06-10-2023

Айседора Дункан
Isadora Duncan
Род деятельности:

танцовщица

Дата рождения:

27 мая 1877(1877-05-27)

Место рождения:

Сан-Франциско, Калифорния, США

Дата смерти:

14 сентября 1927(1927-09-14) (50 лет)

Место смерти:

Ницца, Франция

Айседо́ра Дунка́н (Да́нкен) (англ. Isadora Duncan, урождённая Дора Энджела Дункан, англ. Dora Angela Duncan; 27 мая 1877, Сан-Франциско — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца — предтечи танца модерн. Использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, танцевала босиком. В 19211924 жила в России, организовала студию в Москве. Была замужем за Сергеем Есениным.

Айседора Дункан

Содержание

Биография

Отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал от матери еще до её рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках.

Айседору, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был сорокапятилетний поляк Иван Мироский. Проблема была в том, что он был женат.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Копанос с великолепным видом на Саронический залив. Сегодня этот храм, на границе афинских муниципалитетов Виронас и Иммитос, стал хореографическим училищем носящим имя Айседоры. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления. В начале 1904 г., с этим греческим хором, Айседора гастролировала в Вене, Мюнхене, Берлине.

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Однако Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим стал Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, он занял огромное место в ее жизни. Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. У них родилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора, которой было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским.

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», — представился он. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно. И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Он был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему. От него у нее родился сын Патрик. Но Зингер был очень ревнив. Однажды они серьезно поссорились, и она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру. Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал, и автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Дункан тяжело заболела. Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором — бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, — Сергей Есенин. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

В 1922 году вышла замуж за Сергея Есенина и приняла российское гражданство[источник не указан 562 дня]. В этот период времени концерты Айседоры в США организовывал американский импресарио российского происхождения — Соломон Юрок. В 1924 году она вернулась в США.

Айседора и Сергей Есенин
Отрывок из поэмы
«Чёрный человек»
Cергея Есенина

Был он изящен,
К тому же поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину
Сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой
И своею милой...

За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели. Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему — 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

В России были изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Через несколько дней Дункан, в Ницце, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился — шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею. Её последние слова: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!). Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Танец

Дункан не была просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию, Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего; это будущее они воображали в радужных тонах.


Дункан писала, что новая женщина будет иметь больший интеллектуально-физический уровень. Она танцевала так, как сама же придумала — босиком, без лифа и трико. Её повседневная одежда также была весьма свободной для своего времени — этим она значительно повлияла на моду своего периода. Дункан писала: «Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела.

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени.

Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели.[1]

Дети

Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей.

  • дочь Дердри (1906—1913) от режиссера Г. Крэга:
  • сын Патрик (1910—1913) от бизнесмена Патрика Зингера

Погибли в автомобильной катастрофе.

Адрес в Петрограде

Начало 1922 года — гостиница «Англетер» — Вознесенский проспект, 10.

См. также

Литература

  1. Айседора Дункан. Моя исповедь. Издательство: Лиесма, 1991 г. Мягкая обложка, 288 стр. ISBN 5-410-00982-7
  2. Айседора Дункан. Моя жизнь — М.: Контракт-ТМТ, 1992. — 192 с.: ил. ISBN 5-85058-009-3
  3. Дункан А. Моя жизнь; Шнейдер И. Встречи с Есениным: Воспоминания. — Киев: Мистецтво, 1989. — 349 с.: ил. ISBN 5-7715-0195-6
  4. Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст., комментарий Г. Лахути. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 271 с. ISBN 5-239-01848-0
  5. Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Перевод с англ. Е.Гусевой. — Смоленск: Русич, 1997. — 560 с. — («Женщина-миф»). ISBN 5-88590-642-4
  6. Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. Isadora. A Sensational Life — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 768 с., илл. ISBN 5-699-00762-8
  7. Каталог с выставки «Античный профиль танца» Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев (Айседоре Дункан посвящается), 24 августа — 20 октября 2006, Москва: Изд-во Музей графики. ISBN 5-900395-16-2
  8. Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
  9. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. -СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 320 с. ISBN 5-93762-003-8
  10. Наталья Аляшева. Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии. Издательство: Урал ЛТД. 2000. Твердый переплет, 442 стр. ISBN 5-8029-0139-X
  11. Есенин и Айседора Дункан. Серия: Любовные истории великих (Сост. Т. И. Маршкова). Издательство: Алгоритм, — М., 2007 г. Твердый переплет, 288 стр. ISBN 978-5-9265-0330-9
  12. Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба (ред.-сост., вступ.ст., пер. Краснов И. М.). Издательство: Терра (2005). ISBN 5-275-01262-4
  13. Нонна Голикова. Сергей и Айседора. — М.: Вагриус, 2005. — 256 с.: ил. ISBN 5-9697-0003-7
  14. Levien, Julia. Duncan Dance : a guide for young people ages six to sixteen / Julia Levien. With illustrations by the author from life and memory. «A Dance Horizons book.» 1994. ISBN 0-87127-198-2
  15. Maria Theresa. Divine Being, Guided by a Higher Power by Pamela de Fina. The Adopted Daughter of Isadora Duncan, 2003. Dorrance Publishing Go., Inc. Pittsburgh, Pennsylvania 15222. ISBN 0-8059-4960-7
  16. Anna Duncan: In the footsteps of Isadora. I Isadoras fotspar. Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
  17. Frank-Manuel Peter (Hrsg./Ed.). Isadora & Elizabeth Duncan in Deutschland, in Germany. Deutsches Tanzarchiv Koln, 2000. ISBN 3-87909-645-7
  18. The Technique of Isadora Duncan By Irma Duncan. Illustrated. Photographs ву Hans V. Briesex. Posed by Isadora, Irma and the duncan pupils. Printed in Austria by Karl Piller, Wien VIII. ISBN 0-87127-028-5
  19. The Art of the Dance. Isadora Duncan / pref. par Sheldon Cheney.- New-York : Theater Arts, 1928.- 147 p. Edited, with an introduction by Sheldon Cheney. ISBN 0-87830-005-8
  20. Life Into Art. Isadora Duncan and Her World. (1993) Edited By Doraee Duncan, Carol Pratl, And Cynthia Splatt ; Foreword By Agnes De Mille ; Text By Cynthia Splatt. Hardcover: 199 pages. Publisher: W. W. Norton & Company; 1st edition (November 1993). ISBN 0-393-03507-7
  21. Duncan Isadora. Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1981.
  22. Сидоров А. А. Современный танец. М., 1923.
  23. Белый Андрей. Луг зелёный. Книга статей. М., 1910.
  24. Морис Левер. Айседора Дункан. Серия ЖЗЛ. М., 2006.
  25. Isadora Dunkan «My Life» Москва. «Центрполиграф» 2005.

Художественные фильмы

  • Isadora (1966). Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World (1966) by Ken Russell with Vivian Pickles. Documentary and Biography film of BBC company, UK.
  • Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире. Великобритания, 1966 г. Режиссёр: Кен Рассел. Художественный фильм. В главной роли: Вивьен Пиклз.
  • Isadora (1968). Isadora (1968) by Karel Reisz with Vanessa Redgrave. Biography and Drama film of Hakim company, UK-France.
  • Айседора. Великобритания-Франция, 1968 г. Режиссёр: Карел Рейш. Художественный фильм. В главной роли: Ванесса Редгрейв.

Спектакли

  • Зиновий Сагалов. Три жизни Айседоры Дункан (Монодрама в 2 действиях).

Ссылки

  • Jun Morita website (англ.)
  • Duncan Tanz-International (англ.)

Примечания

  1. ШНЕЙДЕР И. Встречи с Есениным | С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснил

Дункан, Айседора.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47