Духовная прелесть

24-08-2023

Духовная прелесть (от «прельщение», «лесть») — высшая и очень тонкая форма лести т. е. обмана прельщаемого. Церковью понимается как «повреждение естества человеческого ложью» [1]. Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Впавшему в духовную прелесть человеку на самом деле могут являться «ангелы» или «святые», на самом деле являющиеся демонами, выдающими себя прельщаемому за ангелов или святых. Также впавшему в духовную прелесть действительно могут быть видения, на самом деле наведенные демонами или являющиеся обыкновенными галлюцинациями. В состоянии прелести человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием демонического (бесовского) внушения, за истину.

Учение о духовной прелести и глубокое понимание такого состояния человеческого разума свойственно православному монашеству в течение всей его истории. В частности, это учение подробно разработано в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). [2]

Важность учения о духовной прелести состоит в том, что в православной аскетике оно неразрывно связано с учением о молитве (особенно Иисусовой молитве). Духовная прелесть является основной опасностью, подстерегающей христианина (особенно клириков), приступившего к молитвенному подвигу.

Содержание

Виды духовной прелести

  1. Мнение (самомнение) — когда человек мнит о себе нечто, будучи ничто [3] Симптомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному церковному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг.) [4].
  2. Воображение — когда человек видит внутри или вне себя то, чего на самом деле не существует[3] То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного и сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие[4]. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, слуховые (например «голоса») и/или обонятельные галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической.
  3. Прямой обман человека, совершаемый демонами. В этом случае человеку могут реальные явления «ангелов» и «святых», т. е. прячущихся за личинами ангелов и святых демонов, дающих разнообразные советы, а также «помогающих» человеку в его делах. Также человек может слышать различные голоса, рекомендующие или даже требующие от него совершить некоторые действия.

По святителю Игнатию Брянчанинову, 2-й и 3-й вид духовной прелести прямо ведёт к сумасшествию[3], т. е. является толчком к психическому расстройству. (Такое состояние официальная медицина часто расценивает как психическое расстройство с галлюцинациями, правда, по мнению некоторых представителей церкви, нередко психиатры якобы путают причину со следствием.) Хотя 1-й вид может и не приводить к психическим расстройствам, и даже может быть незаметным для окружающих, но духовная жизнь прельщенного им человека также полностью извращается и человек также лишается спасения, пребывая в гордыне — одном из семи смертных грехов.

Способы борьбы с прелестью

В православной аскетике считается, что способами борьбы с духовной прелестью являются:

  1. Жизнь по Евангельским заповедям;
  2. Участие в таинствах церкви;
  3. Откровение помыслов духовному отцу;
  4. Чистая молитва (без помыслов);
  5. Смирение (Смиренномудрие);
  6. Послушание;
  7. Любовь ко всем ближним (и дальним);
  8. Благотворительность.

Человек, увидевший в себе прелесть и начавший с нею борьбу, вступает, прежде всего, в мысленную брань с бесами.

Прелесть и святые католической церкви

По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), все святые католической церкви, «с того времени как она впала в папизм», находились в состоянии прелести [5], и следовательно не могут быть признаны святыми. В частности, он разбирает образ жизни Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпийского и показывает, в чём, по его мнению, состояла эта прелесть.

Действие любви Божией, по святителю Игнатию, прямо противоположно действию прелести. Любовь Божия, будучи духовной, когда обладает человеком, то прохлаждает и «утишает» (как бы уничтожает) все движения в душевно-телесном веществе человека. Прелесть же, как имеющая своё начало от бесов, имеющих в свою очередь доступ к человеку извне через душу и тело, может только развивать силы этой душевно-телесности (причём во вполне определённом направлении).

Источники

  • еп. О прелести.
  • Путь разума в поисках истины. - М.:Данилов благовестник, 1997 (учебное пособие по Основному богословию)
  • Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2002 (учебное пособие по апологетике)
  • Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантизме. — М.: «Лепта-Пресс», 2004. — 384 с..
  • Прелесть

Примечания

  1. О ПРЕЛЕСТИ Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова
  2. Труды свт. Игнатия Брянчанинова//БИБЛИОТЕКА ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА
  3. ↑ О молитве Иисусовой.Отдел II. О прелести//Аскетические опыты. Том I С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Изданiе книгопродавца И.Л.Тузова 1886. МОСКВА. Издательство "Правило веры" 1993.
  4. ↑ Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантизме. - М.: Лепта, 2004. - 384 с. ISBN 5-94000-050-9
  5. О любви к Богу//Аскетические опыты. Том I. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Изданiе книгопродавца И.Л.Тузова 1886. МОСКВА. Издательство "Правило веры" 1993.

Духовная прелесть.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47