Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна

26-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Со́фья Ды́мшиц-Толста́я
Софья Дымшиц

Софья Дымшиц-Толстая
Коктебель, в гостях у Волошина. 1909
Имя при рождении:

Сара Исааковна Дымшиц

Дата рождения:

11 (23) апреля 1884

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

30 августа 1963({{padleft:1963|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:30|2|0}}) (79 лет)

Место смерти:

Ленинград

Страна:

 Российская империя
 СССР

Жанр:

художница
живописец
плакатист
издатель
художественный редактор, мемуарист

Учёба:

Бернский университет (медицинский и философский факультет),
Художественная школа С. С. Егорнова, Санкт-Петербург,
Студия рисования и живописи Е. Званцевой, Санкт-Петербург

Стиль:

экспрессионизм
кубизм
конструктивизм

Известные работы:

«Компас», до 1919. Самара
«Стеклянный рельеф»,1918-1923. ГРМ

Влияние:

Пабло Пикассо
Владимир Татлин

Со́фья Ды́мшиц-Толста́я (11 (23) апреля 1884(18840423), Санкт-Петербург — 30 августа 1963, Ленинград) — российская художница-авангардистка, представительница русского новаторского искусства начала XX века конструктивистскими и дадаистскими работами.[1]

Биография

Софья Исааковна Дымшиц родилась в 23 (11) апреля 1884 года[2] в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания.

  • 1906 : Занятия в Художественной школе С. С. Егорнова. Знакомство с графом Алексеем Толстым, однокашником брата; родители против визитов в их дом женатого человека. Весной 1907 года Толстой делает Софье предложение.[5]
  • 1911 : Пребывание супругов Софьи и Алексея Толстых в Париже. Рождение дочери Марианны.
Писатель А. Н. Толстой
  • 1914 : Прекращены отношения с Алексеем Толстым.
  • 1918 : Избирается секретарём отдела ИЗО Наркомпроса; входит в состав Всероссийского выставочного отделения при Наркомпросе.[13]
  • 1919 : Организует художественную постановку празднования 2-й годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце года уезжает в Петроград.
  • 1919—1920 : Дымшиц-Толстая увлечённо экспериментирует с живописью на стекле. Судьба свела ее с титаном русского авангарда, Владимиром Татлиным; Софья становится его секретарём и помощником в годы создания памятника Третьему Интернационалу. Дымшиц-Толстая работает над объемами вращающихся внутри спиралевидной конструкции кубов, конусов и сфер, выполненных из художественно обработанного стекла. Стекло и его материальные свойства становятся важным элементом проекта. А идеологическая концепция башни в целом становится мощным фактором в выработке теории построения формы для всего искусства XX века.
  • 1921 : Софья выходит замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati).[14]
  • 1922 : Рождение сына Александра.[15]
  • 1925—1935 : С. Дымшиц-Толстая заведует художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка». Журнал был заметным явлением в советской культуре. В 1933 году публикуется приветствие «Работнице и Крестьянке» от Максима Горького[16]:
    «Поздравляю журнал „Работница и крестьянка“ с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведёте вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ в одну силу».

    — М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933.

Как художественный редактор, Дымшиц-Толстая умело применяет развитые в революционные годы навыки. Например, она отказывается от использования статичной графики, считая, что совместная работа художника и фотографа по темпам более свойственна массовому изданию. Совместно с фотографом выезжала на предприятия, выбирая типаж и компануя фото-постановку; среди фотографов журнала был и будущий классик советской фотографии, совсем ещё юный Дмитрий Николаевич Бальтерманц. Из всей подборки снимков, фото для обложки, на её взгляд, было наиболее важным:

Оно должно было быть разворотным, одно на обе страницы. Так как обложка печаталась в цинкографии на хорошей бумаге, работницы обложку снимали и вешали на стенку, как картинку. Таким образом, обложка давала не только агитационное восприятие, но и в известной степени и эстетическое".

— Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940 (рукопись). Отдел рукописей ГРМ, СПб.

  • Вторая половина 1920-х : С этого времени художница обращается к живописи натюрмортов.

Изображения в сети

  • 1903. Софья в окружении семьи (стоит почти в центре снимка; перед ней сидят мать и брат), 1903: год поступления Софьи в Бернский университет).
  • Софья Дымшиц в пору расцвета её женского очарования. Фотопортрет середины 1900-х.
  • 1909. Софья с Алексеем Толстым в Коктебеле, в гостях у Волошина.
  • Женщина в маске (Софья Дымшиц). 1913. Холст, темпера, 105 × 135 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван. На сайте «Прошлый Век».
  • С. И. Дымшиц-Толстая. Портрет Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. 1913[17]
  • С. И. Дымшиц-Толстая. Композиция. Компас. до 1919. Холст, масло, песок, верёвка, алюминий, краска. 69 × 53 см. Самарский художественный музей Инв. Ж 835.
  • С. И. Дымшиц-Толстая. Цирк (Фактурная задача) Не поздее 1921. Холст, масло, клеевая краска, песок, битум. 112 × 75.5 см.
  • Портрет Сони в образе цыганки. Исполнен её мужем, немецким коммунистом, Германом Пессати. 1923.
  • Черновик письма Дымшиц-Толстой маршалу Советского Союза Клименту Ворошилову с просьбой о выделении пенсии пожилой художнице (запись после 1945 года). В пенсии было отказано.
  • Фотомонтаж: позднее фото Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой времён её членства в ЛОСХ и занятий натюрмортной живописью.

Выставки

  • 1912—1913 и 1915—1916 : Участвует в выставках объединения «Мир Искусства».[18]
  • 1913 : Участвует в выставках «Бубнового валета». Москва, Санкт-Петербург.[19]
  • 1915 : «Москва. 1915 год» — Выставка произведений левых течений, Москва.[20]
  • 1922 : «Объединение новых течений в искусстве». Петроград.
  • 1924 : Софья Дымшиц участвует в XIV-й Венецианской Биеннале.
  • 1934 : «Женщина в социалистическом строительстве», Ленинград.
  • 1935 : Первая выставка ленинградских художников, Ленинград.
  • 1936 : Осенняя выставка ленинградских художников, Ленинград.[21]

Литература

Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания. / Рукопись. — Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб., 1939—1940. — Т. ф. 700. — ед. хр. 249 с.

С. Дымшиц-Толстая, Ю. Олеша и др. Воспоминания об А. Н. Толстом (А. Н. Толстой в воспоминаниях современников) / Составитель: Людмила Толстая. — М.: Советский писатель, 1982. — С. 44—79. — 496 с. — 100 000 экз.

Елена Толстая Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург. — Новое литературное обозрение, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-4448-0007-2.[22]

С. Абрамов (ред.) Русское Искусство. Вып.1. — М.-Пб. [Пг.]: Творчество; Государственный Трест «Петропечать», 1923. — С. И. Пуни. Обзор новых течений в искусстве Петербурга, с.17 – 28.

Хмельницкая Людмила Сплетение судеб (Исаак Розенфельд, Софья Дымшиц-Толстая, Марк и Белла Шагалы). — Витебск: Бюллетень Музея Марка Шагала, 2006, № 14..

Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932 : [каталог выставки]. — Берн, Москва: Издательства «Бентелли» и «Галарт», 1993. — 832 с. (стр. 760; илл. 77, 78, 81, 484).

Ссылки

  • Елена Толстая: Одна, в плаще весенней мглы к тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературе / «НЛО» 2008, № 91.
  • Биография Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой на сайте ARTinvestment.RU.
  • О 96-минутном фильме 2007 года «Соня», снятом её внучатой племянницей Люси Костеланец.
  • Библиография на сайте галереи «Прошлый Век», СПб.

Примечания

  1. Е. Д. Толстая: «„Я пою и я — ничья“: К тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературе».
  2. Софья родилась в 1884 году — при том, что во всех ее биографиях годом рождения указан 1889-й. При поступлении в Бернский университет в 1903 году она указала дату «1884». Родственники считали, что она завысила возраст из страха, что 14-летнюю девочку не примут в университет. Но при поступлении в университет всегда требуется оригинал метрического свидетельства, так что она не могла не указать свой настоящий возраст. // Елена Дмитриевна Толстая: «Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург» — С.3; Издательство НЛО, 2013.
  3. Л. Хмельницкая. Сплетения судеб : Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006, с. 87—109
  4. Любопытно, что как раз в эти годы (1902—1909), неподалёку, в патентном Бюро, скромно трудился выпускник Бернского университета Альберт Эйнштейн.
  5. В мемуарах Софьи Дымшиц эпизод с предложением выглядит так:
    «Однажды, весной 1907 года, Алексей Николаевич явился в школу Егорнова, облачённый в сюртук, торжественный, застёгнутый на все пуговицы. Оставшись со мной наедине, он сделал мне предложение стать его женой. В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я — неразведённая жена, он — неразведённый муж. Но Алексей Николаевич продолжал настаивать, заявил, что его решение куплено ценой глубоких переживаний, говорил, что его разрыв с семьёй предрешён, и требовал моего ухода из семьи. Всё же мы в этот раз ни до чего не договорились и в следующие дни ещё неоднократно обсуждали наши радостные чувства и невеселые обстоятельства. Наконец, желая окончательно проверить чувства Алексея Николаевича к его семье и ко мне, я предложила, чтобы он с Юлией Васильевной совершил заграничную поездку».

    Варламов А. Н. Красный шут. Биографическое повествование об Алексее Толстом; Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2006 г. — 591 с.: ил.

  6. рассказывает историк Дина Коротаева
  7. О знакомстве Званцевой с И. Е. Репиным
  8. Ромм, Александр Георгиевич (1886—1952) — российский и советский искусствовед, переводчик, художник.
  9. мемуарах М. Добужинского.
  10. Алексей Толстой посещал знаменитые среды в «башне» у Вячеслава Иванова. Поскольку студия Званцевой располагалась на первом этаже того же дома на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, а среди преподавателей значились Л. Бакст, М. Добужинский и К. Петров-Водкин, то многие из легендарных персонажей Серебряного века попросту «перетекали» из художественных классов в литературную «башню» и обратно.
  11. Еврейской Вики-энциклопедии.
  12. Я помню, как мы проводили петербургские белые ночи. Мы были в то время особенно дружны с художником Судейкиным и его женой артисткой Ольгой Афанасьевной, с Мейерхольдом и поэтом Кузминым. В их обществе, а иногда и с другими художниками мы все ночи проводили на Островах, на поплавках. Поплавки — это были маленькие открытые ресторанчики, построенные на Неве на сваях. Мы там сидели заворожённые необыкновенной красотой нашего великого города с его дворцами и необычайной архитектурой. <…> Насладившись красотой, мы уезжали к Судейкину. Он жил на Васильевском острове в мастерской с большим итальянским окном. Здесь начинались мистерии творчества — Кузмин садился за рояль и звучала музыкальная импровизация.

    — Дымшиц-Толстая, С. И.Воспоминания, 1939—1940. Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб. С.15-16.

  13. Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России — права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определённую власть. В январе 1918 г. в Петрограде при Наркомпросе был учрежден Всероссийский Отдел Изо. Заведовал им Д. Штеренберг; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, И. Школьник. Московский филиал Отдела Изо возглавил В.Татлин; в московскую Художественную коллегию в 1918—1919 гг. входили С. Дымшиц-Толстая, Р. Фальк.

    — Евреи в русском авангарде. Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С.102-115.

  14. Dictionary of Women Artists: Artists, J-Z (editor: Delia Gaze); by Jane A. Sharp; p. 481. В конце 1930-х он был репрессирован, оказался в лагерях. Герман Пессати «освободился» из ГУЛАГа, будучи смертельно больным.
  15. Сын Александр погиб в 1942 году под Сталинградом.
  16. Цитируется по книге: Е. Д. Толстая: Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург. Стр. 56.
  17. Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, с 6 по 12 марта 2009. Издание «Открытый Омск», 2009.
  18. Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1912
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1913
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 1-е изд. С.-Петербург. 1913
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1916
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1917
  19. Гр. С. И. Толстая // Каталог выставки картин Общества художников «Бубновый Валет». С.-Петербург. 1913. № № 333—334
  20. Выставка живописи 1915 год. Москва. Художественный Салон. [1915]
  21. В каталоге: «Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932» — Берн, Москва, 1993. С.760.
  22. Елена Дмитриевна Толстая — профессор Иерусалимского университета, автор монографий о Чехове, Алексее Толстом, Андрее Платонове.

Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47