Бернский университет (медицинский и философский факультет),
Художественная школа С. С. Егорнова, Санкт-Петербург,
Студия рисования и живописи Е. Званцевой, Санкт-Петербург
Софья Исааковна Дымшиц родилась в 23 (11) апреля 1884 года[2] в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания.
1903—1906 : Слушает начальный курс в Бернском университете, сначала на медицинском, позднее — на философском факультете.[3][4]
1906 : Занятия в Художественной школе С. С. Егорнова. Знакомство с графом Алексеем Толстым, однокашником брата; родители против визитов в их дом женатого человека. Весной 1907 года Толстой делает Софье предложение.[5]
1907—1910 : Студия рисования и живописи Званцевой;[6][7] в Санкт-Петербурге. Преподавательский состав студии очень мощный: М. Добужинский, Леон Бакст, К. Петров-Водкин, К. Сомов. В этой же студии вместе с Софьей занимались Елена Гуро, Александр Ромм,[8] и Марк Шагал.[9] А ещё здесь брала уроки Наталья Крандиевская, которая станет следующей женой А. Н. Толстого. Софья и Наталья работали за соседними мольбертами, а Алексей Толстой часто заглядывал в студию.[10]
1911 : Пребывание супругов Софьи и Алексея Толстых в Париже. Рождение дочери Марианны.
Писатель А. Н. Толстой
1914 : Прекращены отношения с Алексеем Толстым.
1918 : Избирается секретарём отдела ИЗО Наркомпроса; входит в состав Всероссийского выставочного отделения при Наркомпросе.[13]
1919 : Организует художественную постановку празднования 2-й годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце года уезжает в Петроград.
1919—1920 : Дымшиц-Толстая увлечённо экспериментирует с живописью на стекле. Судьба свела ее с титаном русского авангарда, Владимиром Татлиным; Софья становится его секретарём и помощником в годы создания памятника Третьему Интернационалу. Дымшиц-Толстая работает над объемами вращающихся внутри спиралевидной конструкции кубов, конусов и сфер, выполненных из художественно обработанного стекла. Стекло и его материальные свойства становятся важным элементом проекта. А идеологическая концепция башни в целом становится мощным фактором в выработке теории построения формы для всего искусства XX века.
1921 : Софья выходит замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati).[14]
1925—1935 : С. Дымшиц-Толстая заведует художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка». Журнал был заметным явлением в советской культуре. В 1933 году публикуется приветствие «Работнице и Крестьянке» от Максима Горького[16]:
«Поздравляю журнал „Работница и крестьянка“ с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведёте вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ в одну силу».
— М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933.
Как художественный редактор, Дымшиц-Толстая умело применяет развитые в революционные годы навыки. Например, она отказывается от использования статичной графики, считая, что совместная работа художника и фотографа по темпам более свойственна массовому изданию. Совместно с фотографом выезжала на предприятия, выбирая типаж и компануя фото-постановку; среди фотографов журнала был и будущий классик советской фотографии, совсем ещё юный Дмитрий Николаевич Бальтерманц. Из всей подборки снимков, фото для обложки, на её взгляд, было наиболее важным:
Оно должно было быть разворотным, одно на обе страницы. Так как обложка печаталась в цинкографии на хорошей бумаге, работницы обложку снимали и вешали на стенку, как картинку. Таким образом, обложка давала не только агитационное восприятие, но и в известной степени и эстетическое".
— Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940 (рукопись). Отдел рукописей ГРМ, СПб.
Вторая половина 1920-х : С этого времени художница обращается к живописи натюрмортов.
С. И. Дымшиц-Толстая. Композиция. Компас. до 1919. Холст, масло, песок, верёвка, алюминий, краска. 69 × 53 см. Самарский художественный музей Инв. Ж 835.
С. И. Дымшиц-Толстая. Цирк (Фактурная задача) Не поздее 1921. Холст, масло, клеевая краска, песок, битум. 112 × 75.5 см.
Портрет Сони в образе цыганки. Исполнен её мужем, немецким коммунистом, Германом Пессати. 1923.
Черновик письма Дымшиц-Толстой маршалу Советского Союза Клименту Ворошилову с просьбой о выделении пенсии пожилой художнице (запись после 1945 года). В пенсии было отказано.
Фотомонтаж: позднее фото Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой времён её членства в ЛОСХ и занятий натюрмортной живописью.
Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания. / Рукопись. — Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб., 1939—1940. — Т. ф. 700. — ед. хр. 249 с.
С. Дымшиц-Толстая, Ю. Олеша и др. Воспоминания об А. Н. Толстом (А. Н. Толстой в воспоминаниях современников) / Составитель: Людмила Толстая. — М.: Советский писатель, 1982. — С. 44—79. — 496 с. — 100 000 экз.
Елена Толстая Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург. — Новое литературное обозрение, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-4448-0007-2.[22]
С. Абрамов (ред.) Русское Искусство. Вып.1. — М.-Пб. [Пг.]: Творчество; Государственный Трест «Петропечать», 1923. — С. И. Пуни. Обзор новых течений в искусстве Петербурга, с.17 – 28.
Хмельницкая Людмила Сплетение судеб (Исаак Розенфельд, Софья Дымшиц-Толстая, Марк и Белла Шагалы). — Витебск: Бюллетень Музея Марка Шагала, 2006, № 14..
Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932 : [каталог выставки]. — Берн, Москва: Издательства «Бентелли» и «Галарт», 1993. — 832 с. (стр. 760; илл. 77, 78, 81, 484).
Ссылки
Елена Толстая: Одна, в плаще весенней мглы к тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературе / «НЛО» 2008, № 91.
Биография Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой на сайте ARTinvestment.RU.
О 96-минутном фильме 2007 года «Соня», снятом её внучатой племянницей Люси Костеланец.
Библиография на сайте галереи «Прошлый Век», СПб.
Примечания
Е. Д. Толстая: «„Я пою и я — ничья“: К тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературе».
↑Софья родилась в 1884 году — при том, что во всех ее биографиях годом рождения указан 1889-й. При поступлении в Бернский университет в 1903 году она указала дату «1884». Родственники считали, что она завысила возраст из страха, что 14-летнюю девочку не примут в университет. Но при поступлении в университет всегда требуется оригинал метрического свидетельства, так что она не могла не указать свой настоящий возраст. // Елена Дмитриевна Толстая: «Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург» — С.3; Издательство НЛО, 2013.
Л. Хмельницкая. Сплетения судеб : Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006, с. 87—109
↑Любопытно, что как раз в эти годы (1902—1909), неподалёку, в патентном Бюро, скромно трудился выпускник Бернского университета Альберт Эйнштейн.
↑В мемуарах Софьи Дымшиц эпизод с предложением выглядит так:
«Однажды, весной 1907 года, Алексей Николаевич явился в школу Егорнова, облачённый в сюртук, торжественный, застёгнутый на все пуговицы. Оставшись со мной наедине, он сделал мне предложение стать его женой. В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я — неразведённая жена, он — неразведённый муж. Но Алексей Николаевич продолжал настаивать, заявил, что его решение куплено ценой глубоких переживаний, говорил, что его разрыв с семьёй предрешён, и требовал моего ухода из семьи. Всё же мы в этот раз ни до чего не договорились и в следующие дни ещё неоднократно обсуждали наши радостные чувства и невеселые обстоятельства. Наконец, желая окончательно проверить чувства Алексея Николаевича к его семье и ко мне, я предложила, чтобы он с Юлией Васильевной совершил заграничную поездку».
— Варламов А. Н. Красный шут. Биографическое повествование об Алексее Толстом; Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2006 г. — 591 с.: ил.
рассказывает историк Дина Коротаева
О знакомстве Званцевой с И. Е. Репиным
↑Ромм, Александр Георгиевич (1886—1952) — российский и советский искусствовед, переводчик, художник.
мемуарах М. Добужинского.
↑Алексей Толстой посещал знаменитые среды в «башне» у Вячеслава Иванова. Поскольку студия Званцевой располагалась на первом этаже того же дома на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, а среди преподавателей значились Л. Бакст, М. Добужинский и К. Петров-Водкин, то многие из легендарных персонажей Серебряного века попросту «перетекали» из художественных классов в литературную «башню» и обратно.
Я помню, как мы проводили петербургские белые ночи. Мы были в то время особенно дружны с художником Судейкиным и его женой артисткой Ольгой Афанасьевной, с Мейерхольдом и поэтом Кузминым. В их обществе, а иногда и с другими художниками мы все ночи проводили на Островах, на поплавках. Поплавки — это были маленькие открытые ресторанчики, построенные на Неве на сваях. Мы там сидели заворожённые необыкновенной красотой нашего великого города с его дворцами и необычайной архитектурой. <…> Насладившись красотой, мы уезжали к Судейкину. Он жил на Васильевском острове в мастерской с большим итальянским окном. Здесь начинались мистерии творчества — Кузмин садился за рояль и звучала музыкальная импровизация.
— Дымшиц-Толстая, С. И.Воспоминания, 1939—1940. Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб. С.15-16.
Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России — права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определённую власть. В январе 1918 г. в Петрограде при Наркомпросе был учрежден Всероссийский Отдел Изо. Заведовал им Д. Штеренберг; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, И. Школьник. Московский филиал Отдела Изо возглавил В.Татлин; в московскую Художественную коллегию в 1918—1919 гг. входили С. Дымшиц-Толстая, Р. Фальк.
— Евреи в русском авангарде. Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С.102-115.
Dictionary of Women Artists: Artists, J-Z (editor: Delia Gaze); by Jane A. Sharp; p. 481. В конце 1930-х он был репрессирован, оказался в лагерях. Герман Пессати «освободился» из ГУЛАГа, будучи смертельно больным.
↑Сын Александр погиб в 1942 году под Сталинградом.
↑Цитируется по книге: Е. Д. Толстая: Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург. Стр. 56.
Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, с 6 по 12 марта 2009. Издание «Открытый Омск», 2009.
↑Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1912
Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1913
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 1-е изд. С.-Петербург. 1913
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1916
Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1917
↑Гр. С. И. Толстая // Каталог выставки картин Общества художников «Бубновый Валет». С.-Петербург. 1913. № № 333—334
↑Выставка живописи 1915 год. Москва. Художественный Салон. [1915]
↑В каталоге: «Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932» — Берн, Москва, 1993. С.760.