Дягилев, Сергей Павлович

04-10-2023

Сергей Дягилев
Имя при рождении:

Сергей Павлович Дягилев

Дата рождения:

31 марта 1872(1872-03-31)

Место рождения:

Селищи, Новгородская губерния, Российская империя

Дата смерти:

19 августа 1929(1929-08-19) (57 лет)

Место смерти:

Венеция, Италия

Профессия:

антрепренёр

Годы активности:

1896—1929

Театр:

труппа «Русский балет Дягилева»

Серге́й Па́влович Дя́гилев (18721929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Содержание

Биография

Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова (1904)
Портрет начала XX века

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. Его усилиями в 1870 году в Перми впервые была поставлена опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки, любимое произведение в семействе Дягилевых на протяжении нескольких последующих поколений.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноименный журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — Врубеля, Серова, Левитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 1900—1901 Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 г. состоялись сезоны русской оперы; в 1909 г. — оперно-балетные выступления. Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер. С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Значение имени Дягилева в настоящее время

Марка России 2000 года.
Сергей Дягилев и Русские сезоны

Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева. В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.

В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева — «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.

В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос.

В мае «Столетие Русского балета Дягилева»[1], созданные русским художником Георгием Шишкиным.

В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П. Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.

В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1899 — осень 1900 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • осень 1900—1913 — доходный дом Н. И. Хмельницкого — набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР

Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.

Племянник Василий Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Дягилев как символ в культуре

Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории известного московского сада «Эрмитаж» открылся самый известный клуб России, вместимостью 1500 человек — «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Логотипом клуба стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ Сергея Павловича Дягилева.

В среде хореографов и танцовщиков существует традиция — при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты и различная театральная атрибутика. На том же греческом кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Дягилева находится могила другого великого деятеля русской сцены — Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми». Для «театральных» посетителей на кладбище установлен специальный указатель «Diaghilew Strawinski».

На самой могиле выбита эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза, написанная Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю, стала крылатой в кругу деятелей культуры.

См. также

  • Русский балет Дягилева
  • Дом Дягилева в Перми
  • Выставка «Сокровища „Русских сезонов“ Дягилева» 20 мая-20 июля
  • Дягилевы в истории Чернушинского района
  • «Столетие Русского балета Дягилева» — две почтовые марки Монако, созданные Георгием Шишкиным
  • Монте-Карло и Русские балеты
  • Выставка произведений Георгия Шишкина «Посвящение Русскому балету Дягилева» в Монако[2]
  • Статья о Дягилеве в украинском разделе Википедии

Сочинения

  • Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, No 1-2, No 3-4 (в соавторстве с Д. В. Философовым);
  • Русская живопись в XVIII в., т. 1 — Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.

Фильмография


Библиография

  • кн. С. М. Волконский, Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. — Берлин, «Медный всадник»,1923; М., «Искусство», 1992, в 2 томах
  • кн. С. М. Волконский. Рецензии в газете «Последние Новости» — см.полное собрание в: Revue des études slaves, Paris, LXIV/4, 1992, pp.735-772
  • Стасов В. В., Выставки. — Нищие духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215—228, 232—243;
  • Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958;
  • Грабарь И., Моя жизнь, М.-Л., 1937;
  • Фокин М. М., Против течения, Л.-М., 1962;
  • Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1-2, Л., 1971;
  • Grigoriev S., The Diaghilew ballet 1909—1929, Harmondsworth, 1960;
  • Haskell A. L., Nouvel W., Diaghilheff. His artistic and private life, L., 1935, 1955.
  • А.Бенуа, Мои воспоминания. В пяти книгах. т.1 и т.2. Изд. второе, доп. М., Изд. «Наука» 1990.
  • Серж Лифарь (Сергей Лифаренко), «Дягилев», «С Дягилевым», М.: Вагриус. 2005, 592 стр., 5000 экз., ISBN 5-9697-0022-3.

Ссылки

  • Сборник семейных фотографий «Дягилевы в Перми»
  • Ирина Чайковская «Загадки Дягилева»
  • Фотографии могил Дягилева и Стравинского
  • Место захоронения в Google Maps
  • Портрет Филиппа Малявина «Дягилев в цилиндре» (1902 г.)
  • Макет памятника Дягилеву в Париже
  • Биография С. П. Дягилева в Виртуальной энциклопедии Pro Питер

Дягилев, Сергей Павлович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47