Д50 (дизельный двигатель)

05-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Д50 (зтвбмябчиногда Д-50) — советский рядный шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением. Применялся на железнодорожном, а позднее и водном транспорте.

Технические характеристики Д50

Рабочий объем всех 6-ти цилиндров: 157,2 л (дм3);

Минимальные обороты коленвала: 300+15 об/мин;

Номинальная частота оборотов: 750+5 об/мин;

Номинальная мощность при макс. оборотах: 1200 л.с.;

Эффективное давление, среднее: 9,15 атм;

Удельный расход топлива для работы дизеля при номинальной мощности: 224 г/кВт*ч;

В течение одного часа работы на холостом ходу расходуется топлива: 5,2 кг;

Удельный расход масла при работающем дизеле при номинальной мощности: 2,04 г/кВт*ч.

Проектирование

В августе 1945 года на Танковый завод № 75 (позже — Харьковский завод транспортного машиностроения, изначально - Харьковский паровозостроительный завод) поступило указание о начале работ по созданию нового тепловоза (будущий ТЭ1) как кальки американского Да (поступал по ленд-лизу). Одной из причин выбора являлся большой опыт харьковских инженеров по разработке танковых двигателей, которые по параметрам и особенностям работы во многом близки локомотивным. Помимо этого, ещё в 1944 году на завод была направлена группа конструкторов с Коломенского завода, ранее эвакуированного в Киров. Коломенский завод до ВОВ первым в мире серийно строил тепловозы серии ЭЭЛ.

Работы по проектированию двигателя нового тепловоза велись в опытном цехе «1600». Конструкторам предстояло не просто скопировать дизель ALCO 539T (двигатель тепловозов Да), а перевести его размеры из дюймовой в метрическую систему и подогнать их под советские стандарты. Непосредственным руководителем работ был Н. Д Вернер.

В концу 1946 года был выпущен первый дизель Д50. Двигатель имеет 6 цилиндров диаметр 318мм ход поршня 330мм 4 клапана на цилиндр (2 впускных, 2 выпускных) и 1 распредвал, который также приводит в действие и ТНВД. Степень сжатия в начале была 11 и турбонаддув 1.2 атм. Мощность 1000 л.с. при 740 об.в мин. , холостой ход 270 об.мин. Впоследствии степень сжатия возросла до 12,5 и наддув вырос до 1.6 атм. Двигатель стал выдавать 1200л.с. при 750 об.мин. , а холостой ход возрос до 300об. мин., что привело к увеличению расхода на холостом ходу до 6 литров топлива в час вместо 5,5, но повысило общую топливную эффективность на 5%. Его производство развернуто в Пензе под маркой ПД-1 и модификации.

Разновидности

  • Д50 — базовая модель. Устанавливался на магистральных тепловозах ТЭ1 и ТЭ2.
  • Д50С — судовая модификация, был установлен на танкере «Генерал Ази-Асланов», речных ледоколах «Волга» и «Дон», морских буксирах «Голиаф» и «Атлант», теплоходе «Чайка».
  • 1Д50 — устанавливался на передвижной железнодорожной электростанции ПЭ-1
  • 2Д50 — отличался профилем кулачков газораспределительного вала, конструкцией турбовоздуходувки и выпускных коллекторов. Устанавливался на маневровых тепловозах ТЭМ1. Имел повышенную за счет повышенного давления наддува мощность (на 15 %), применялся на ТЭ2п.
  • 4Д50 — судовой вспомогательный дизель-генератор.
  • 5Д50 — устанавливался на китобойных судах типа «Мирный».
  • Д55 — газодизель, был применён на опытном тепловозе ТЭ4.

См. также

Литература

  • Тепловозные и судовые двигатели Д50. — М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1952.
  • В.Н. Зайончковский, А.В. Быстриченко, В.Ю. Ковалев. Двигателестроение на Харьковском заводе транспортного машиностроения – ГП «Завод имени Малышева» (1946–2011 г.г.) (рус.) // Двигатели внутреннего сгорания : Всеукраинский научно-технический журнал. — 1' 2001.

Д50 (дизельный двигатель).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47