05-07-2023
Д50 (зтвбмябчиногда Д-50) — советский рядный шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением. Применялся на железнодорожном, а позднее и водном транспорте.
Рабочий объем всех 6-ти цилиндров: 157,2 л (дм3);
Минимальные обороты коленвала: 300+15 об/мин;
Номинальная частота оборотов: 750+5 об/мин;
Номинальная мощность при макс. оборотах: 1200 л.с.;
Эффективное давление, среднее: 9,15 атм;
Удельный расход топлива для работы дизеля при номинальной мощности: 224 г/кВт*ч;
В течение одного часа работы на холостом ходу расходуется топлива: 5,2 кг;
Удельный расход масла при работающем дизеле при номинальной мощности: 2,04 г/кВт*ч.
В августе 1945 года на Танковый завод № 75 (позже — Харьковский завод транспортного машиностроения, изначально - Харьковский паровозостроительный завод) поступило указание о начале работ по созданию нового тепловоза (будущий ТЭ1) как кальки американского Да (поступал по ленд-лизу). Одной из причин выбора являлся большой опыт харьковских инженеров по разработке танковых двигателей, которые по параметрам и особенностям работы во многом близки локомотивным. Помимо этого, ещё в 1944 году на завод была направлена группа конструкторов с Коломенского завода, ранее эвакуированного в Киров. Коломенский завод до ВОВ первым в мире серийно строил тепловозы серии ЭЭЛ.
Работы по проектированию двигателя нового тепловоза велись в опытном цехе «1600». Конструкторам предстояло не просто скопировать дизель ALCO 539T (двигатель тепловозов Да), а перевести его размеры из дюймовой в метрическую систему и подогнать их под советские стандарты. Непосредственным руководителем работ был Н. Д Вернер.
В концу 1946 года был выпущен первый дизель Д50. Двигатель имеет 6 цилиндров диаметр 318мм ход поршня 330мм 4 клапана на цилиндр (2 впускных, 2 выпускных) и 1 распредвал, который также приводит в действие и ТНВД. Степень сжатия в начале была 11 и турбонаддув 1.2 атм. Мощность 1000 л.с. при 740 об.в мин. , холостой ход 270 об.мин. Впоследствии степень сжатия возросла до 12,5 и наддув вырос до 1.6 атм. Двигатель стал выдавать 1200л.с. при 750 об.мин. , а холостой ход возрос до 300об. мин., что привело к увеличению расхода на холостом ходу до 6 литров топлива в час вместо 5,5, но повысило общую топливную эффективность на 5%. Его производство развернуто в Пензе под маркой ПД-1 и модификации.
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Д50 (дизельный двигатель).