Железнодорожные происшествия в СССР

22-10-2023

Список крушений, терактов и известных аварий, произошедших на железных дорогах Советского Союза (с учётом Советской России).
См. также: Железнодорожные происшествия в Российской империи и Железнодорожные происшествия в России.

1910-е

1919

  • 27 июля — на 353 версте главной линии, между блок-постом 91 и станцией Осеченка Николаевской железной дороги по вине сигналиста произошло столкновение скорого поезда № 5 с воинским поездом № 215. Погибло 23 человека, 109 было ранено. Было повреждено 2 паровоза, 10 вагонов, разрушено более 100 метров железнодорожного пути.

1920-е

1921

24 июля в 6 час. 35 мин. вечера, на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причине сошёл с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц. К. союза горнорабочих т. Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьёзно пострадал т. Фриман Поль (Австралия)…

— «Правда» 26 июля 1921 года

1921

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 8 976 крушений и аварий[1].

1924

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 13 541 крушений и аварий[1].

1925

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 14 069 крушений и аварий[1].

  • 30 марта — на станции Сокольники (Москва) Московско-Казанской железной дороги по причине неправильно переведенной стрелки произошло столкновение пассажирского поезда № 1-р Москва — Минеральные Воды и дачного поезда № 70. В результате погибло 10 человек (в том числе 4 пассажира), 92 получило ранения. Было разбито 2 паровоза и 5 вагонов[3].
  • 9 ноября — крушение на станции Дивово. Разбито 5 товарных вагонов, ещё 7 повреждены. Человеческих жертв не было[2].

1926

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 19 135 крушений и аварий[1].

  • 5 февраля — Крушение на Ленинградском вокзале (Москва). Из-за неисправности тормозов, скорый поезд № 1С не сумел затормозить на подходе к вокзалу, в результате чего паровоз на скорости выбил путевой упор и врезался в деревянное перекрытие платформы. Разбиты пассажирский и багажный вагоны, погибло 5 и ранено 22 человека[2].
  • 11 октября — наезд рабочего поезда Чупа — Чупа-Пристань Мурманской железной дороги на путевой вагончик. пострадало 3 человека[4].

1927

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 19 734 крушений и аварий[1].

1928

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 16 007 крушений и аварий[1].

1929

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 20 783 крушений и аварий[1].

1930-е

1930

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 32 323 крушения и аварии[1].

1931

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 43 015 крушений и аварий[1].

1932

  • 2 января — поездная бригада пригородного поезда № 182 на перегоне Косино — Ухтомский Московско-Казанской железной дороги остановила поезд из-за бросившегося под него человека. Поезд был остановлен без выставления предупредительных сигналов. Вышедший из Москвы вслед за ним дачный поезд № 230, двигаясь со скоростью 70 км/ч, несмотря на закрытый семафор и сигналы путевого сторожа, врезался в хвост поезда № 182. После чего с тем же поездом столкнулся и паровоз, шедший резервом. Погибло 65 человек, был ранен 131 человек, из них 3 скончались в больнице[6].
  • 16 октября — на станции Люблино произошло крушение скорого поезда № 2. Погибло 36 человек, пострадало 51 человек. По решению суда виновными в крушении были признаны начальник станции (расстрелян), дежурный по станции (получил 8 лет), сторож (приговорен к 6 годам заключения), сигналист (осужден на 1 год)[7].

1934

В 1934 году на советских железных дорогах произошло 61 142 аварии и крушения, в которых было разбито или повреждено 6832 паровоза и 65 304 вагона. Основными причинами аварий и крушений поездов в 1934 году являлись разрывы и саморасцепы поездов (21 265 крушений и аварий), проезд закрытых семафоров (3847), сход поездов с рельсов (3225), приём поезда на занятый путь (2313) и столкновения поездов (2158 крушений и аварий)[8][9].

1938

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 3118 крушений и аварий[2].

1940-е

1940

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 1734 крушений и аварий[2].

1941

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 1525 крушений и аварий[2].

1942

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 841 крушений и аварий[2].

1943

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 892 крушения и аварии[2].

1944

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 884 крушения и аварии[2].

  • 24 марта — Крушение на станции Верещёвка — сейчас остановочный пункт. Произошло крушение пассажирского поезда Вязьма — Брянск. Погибло 600 человек, в основном военные. Есть братская могила и памятный знак. (Сейчас Московская железная дорога участок Людиново — Дятьково. До 5 июня 1944года — Орловская область, после Брянская область).
  • 18 сентября в 14-53 на перегоне Виллагора и Кутижма Кировской железной дороги на 37 км железнодорожной ветки Петрозаводск-Суоярви по причине неисправности пути произошло крушение воинского поезда № 875. Погиб 1 человек, тяжело ранено 8 человек, легко ранено 6 человек. Повреждено 8 вагонов.

1945

Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 821 крушений и аварий[2].

  • 3 января на станции Лоухи Кировской железной дороги произошло столкновение поезда № 1201 со стоящим на станции воинским поездом № 1007. Погибло 2 человек, ранено 32 человека, повреждено 2 паровоза и 11 вагонов. Крушение произошло вследствии запущенности стрелочного хозяйства — стрелочница, получив распоряжение от дежурного по станции приготовить маршрут поезда 1201 на 5-й свободный путь вместо этого приготовила его на 4-й путь, занятый поездом 1007.
  • 12 января — на станции Вильнюс-пассажирская произошло крушение товарного поезда, шедшего в Тарнополь, № 984 с взрывчатым грузом. Был уничтожен состав поезда, ряд зданий и путь. Погибло 94 человека, ранено 311[10].

1946

1950-е

1952

1955

1957

  • август — у станции Токсово (Октябрьская железная дорога) на большой скорости сошёл с рельсов и потерпел крушение шедший в Ленинград пассажирский поезд. Приблизительное число жертв — несколько десятков человек[12].

1958

1959

  • 2 июня — крушение на станции Минино (Красноярский край). Грузовой поезд из-за неверного показания светофора врезался в хвост стоящего на станции наливного. Возник пожар, который перекинулся на стоящий рядом пассажирский поезд. Среди погибших около 56 детей из Хакасии.

1960-е

1960

  • 9 августа 1960 года на 483 км железной дороги Ленинград-Мурманск вследствие неисправности электрожезловой системы перегона Илемсельга — Кедрозеро и отправлении дежурной по станции Илемсельга поезда на занятый перегон, произошло крушение двух грузовых поездов. Погибли 7 членов паровозных бригад поезда[13].

1962

1963

1965

  • 12 июня — в результате халатности дежурного по станции, на 89-м километре однопутного перегона Новинка — Чаща (Ленинградская область) столкнулись пассажирский поезд № 12 «Киев—Ленинград» и грузовой № 2409. Обстоятельства были таковы, что крушения избежать не удалось. Можно было только спасти жизни людей, пожертвовав своими. До последней секунды обе локомотивные бригады оставались в кабинах. Включая 2 локомотивные бригады (4 человека — машинисты С. Кяхерь и Б. М. Бобков, помощники машиниста Ф. К. Бусло и А. С. Суханов) всего погибло 7 человек. На месте трагедии был установлен памятный обелиск[15].

1967

  • 9 декабря — крушение грузового наливного поезда у посёлка Кунья в Псковской области. Разлившийся груз (нефть и бензин) вспыхнул, образовав пожар на площади около 8 гектаров. При ликвидации возгорания пострадали несколько десятков пожарных[15].

1968

  • 28 августа — в 7 часов 04 минуты близ станции Белые Столбы (Павелецкое направление Московской железной дороги, Московская область) произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с товарным поездом, гружённым углём. Погибло несколько десятков человек.

1970-е

1971

1972

  • 23 ноября — крушение на станции Ламенская из-за приёма пассажирского поезда на путь, занятый грузовым составом. В результате столкновения погибли 58 человек, ранены 16[17].

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980-е

1980

  • 7 июля — сход с рельсов двух пассажирских вагонов поезда № 550 на станции Бекасово Московской железной дороги из-за перевода под ними стрелки 67/69[16].
  • 13 сентября — в 04:27 на ст. Ока локомотивной бригадой депо Москва-пассажирская Курская было допущено крушение пассажирских поездов № 94 сообщением Баку-Москва и № 62 Нальчик-Москва. Бригада поезда № 94 уснула, и неуправляемый поезд, двигаясь по инерции в обратную сторону столкнулся с поездом № 62. Бригада поезда № 62, следовавшая за поездом № 94 предпринимала попытки экстренного торможения, но столкновения избежать не удалось. В результате крушения два пассажирских вагона исключены из парка, списан электровоз ЧС2-724. Разрушена пассажирская платформа. Локомотивная бригада поезда № 62 успела покинуть электровоз. Среди пассажиров были жертвы, и официально их число не уточняется.
  • 4 октября — столкновение двух электропоездов на Балтийском вокзале в Таллине, в результате которого погибло 9 человек, ранено 46.

1982

1983

  • 16 марта — крушение на станции Медвежья Гора — грузовой поезд № 2015 с тепловозом ТЭ3-6426 без тормозов столкнулся с маневровым тепловозом ТЭМ2-5705 и пассажирским поездом № 50 Ленинград-Мурманск. Причиной крушения явилось необеспечение грузового поезда поезда единым тормозным нажатием, а также действия дежурного по станции, знавшего о проблемах с управлением грузового тепловоза, не приостановившего маневровые работы и прием поезда № 50. Информация о количестве жертв не обнародовалась[20]
  • 5 июня — грузовой поезд со скоростью 70 км/ч следовал по Ульяновскому мосту через Волгу, когда в 6-й пролёт на большой скорости врезался пассажирский теплоход «Александр Суворов». В результате столкновения, 11 вагонов гружёных углём, брёвнами и зерном сошли с рельсов, часть груза высыпалась в Волгу и на теплоход[21].

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990-е

1990

  • 22 декабря — крушение на станции Ельниково в Белгородской области. По причине халатности электромеханика СЦБ, установившего перемычку на контакты путевого реле, произошло столкновение скорого поезда № 22 с хвостовой частью грузового поезда. Локомотив выбросило на соседний путь, где произошло столкновение со встречным пассажирским поездом № 237. Погибло 10 человек, ранено около 55, перерыв в движении поездов составил более двух суток[23].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Зауэр А. Ф. Происшествия на железных дорогах. их причины и меры предупреждения. — М.: Гострансиздат, 1932. — С. 10—11.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Е. Н. Боравская. Безопасность движения поездов // История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917—1945 гг. — СПб: «Иван Фёдоров», 1997. — Т. 2. — С. 193—198. — ISBN 5-85952-005-0
  3. Распоряжение народного комиссара путей сообщения № 6885 от 23 апреля 1925 г.
  4. Бюллетень Мурманской железной дороги. 1926. 20 декабря
  5. Неизвестная железнодорожная катастрофа на станции «Перерва». Проверено 27 сентября 2012.
  6. Красная Карелия. 1932. 20 января
  7. Известия. 1932. 31 октября
  8. Приказ № 83Ц от 19 марта 1935 года «О борьбе с крушениями и авариями»
  9. Железнодорожный транспорт в 1934 г. // Материалы по статистике путей сообщения. — М.: Трансжелдориздат, 1936.
  10. Крушение поезда № 984
  11. Крушение на станции Дровнино, 06 августа 1952 года // traindisaster.ru  (Проверено 20 мая 2009)
  12. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть I.
  13. Гришин В. Ф. «Станция у Медвежьей горы» — СПб.:изд. Сергея Ходова, 2011.
  14. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть II.
  15. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть III.
  16. ↑ Приказы по БД и ОТ (архив). СЦБист. Проверено 26 сентября 2012.
  17. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть IV.
  18. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть V.
  19. Железнодорожное крушение на станции Купавна — Купавна в WWW
  20. «Гудок». 1985. 19 мая; Гришин В. Станция у Медвежьей горы. Спб., 2011, с.80
  21. Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VI.
  22. ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VII.
  23. Крушение на станции Ельниково — traindisaster.ru

См. также

Железнодорожные происшествия в СССР.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47