Список крушений, терактов и известных аварий, произошедших на железных дорогах Советского Союза (с учётом Советской России).
См. также: Железнодорожные происшествия в Российской империи и Железнодорожные происшествия в России.
1910-е
- 27 июля — на 353 версте главной линии, между блок-постом 91 и станцией Осеченка Николаевской железной дороги по вине сигналиста произошло столкновение скорого поезда № 5 с воинским поездом № 215. Погибло 23 человека, 109 было ранено. Было повреждено 2 паровоза, 10 вагонов, разрушено более 100 метров железнодорожного пути.
1920-е
24 июля в 6 час. 35 мин. вечера, на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причине сошёл с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц. К. союза горнорабочих т. Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьёзно пострадал т. Фриман Поль (Австралия)…
— «Правда» 26 июля 1921 года
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 8 976 крушений и аварий[1].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 13 541 крушений и аварий[1].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 14 069 крушений и аварий[1].
- 30 марта — на станции Сокольники (Москва) Московско-Казанской железной дороги по причине неправильно переведенной стрелки произошло столкновение пассажирского поезда № 1-р Москва — Минеральные Воды и дачного поезда № 70. В результате погибло 10 человек (в том числе 4 пассажира), 92 получило ранения. Было разбито 2 паровоза и 5 вагонов[3].
- 9 ноября — крушение на станции Дивово. Разбито 5 товарных вагонов, ещё 7 повреждены. Человеческих жертв не было[2].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 19 135 крушений и аварий[1].
- 5 февраля — Крушение на Ленинградском вокзале (Москва). Из-за неисправности тормозов, скорый поезд № 1С не сумел затормозить на подходе к вокзалу, в результате чего паровоз на скорости выбил путевой упор и врезался в деревянное перекрытие платформы. Разбиты пассажирский и багажный вагоны, погибло 5 и ранено 22 человека[2].
- 11 октября — наезд рабочего поезда Чупа — Чупа-Пристань Мурманской железной дороги на путевой вагончик. пострадало 3 человека[4].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 19 734 крушений и аварий[1].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 16 007 крушений и аварий[1].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 20 783 крушений и аварий[1].
1930-е
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 32 323 крушения и аварии[1].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 43 015 крушений и аварий[1].
- 2 января — поездная бригада пригородного поезда № 182 на перегоне Косино — Ухтомский Московско-Казанской железной дороги остановила поезд из-за бросившегося под него человека. Поезд был остановлен без выставления предупредительных сигналов. Вышедший из Москвы вслед за ним дачный поезд № 230, двигаясь со скоростью 70 км/ч, несмотря на закрытый семафор и сигналы путевого сторожа, врезался в хвост поезда № 182. После чего с тем же поездом столкнулся и паровоз, шедший резервом. Погибло 65 человек, был ранен 131 человек, из них 3 скончались в больнице[6].
- 16 октября — на станции Люблино произошло крушение скорого поезда № 2. Погибло 36 человек, пострадало 51 человек. По решению суда виновными в крушении были признаны начальник станции (расстрелян), дежурный по станции (получил 8 лет), сторож (приговорен к 6 годам заключения), сигналист (осужден на 1 год)[7].
В 1934 году на советских железных дорогах произошло 61 142 аварии и крушения, в которых было разбито или повреждено 6832 паровоза и 65 304 вагона. Основными причинами аварий и крушений поездов в 1934 году являлись разрывы и саморасцепы поездов (21 265 крушений и аварий), проезд закрытых семафоров (3847), сход поездов с рельсов (3225), приём поезда на занятый путь (2313) и столкновения поездов (2158 крушений и аварий)[8][9].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 3118 крушений и аварий[2].
1940-е
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 1734 крушений и аварий[2].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 1525 крушений и аварий[2].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 841 крушений и аварий[2].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 892 крушения и аварии[2].
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза официально произошло 884 крушения и аварии[2].
- 24 марта — Крушение на станции Верещёвка — сейчас остановочный пункт. Произошло крушение пассажирского поезда Вязьма — Брянск. Погибло 600 человек, в основном военные. Есть братская могила и памятный знак. (Сейчас Московская железная дорога участок Людиново — Дятьково. До 5 июня 1944года — Орловская область, после Брянская область).
- 18 сентября в 14-53 на перегоне Виллагора и Кутижма Кировской железной дороги на 37 км железнодорожной ветки Петрозаводск-Суоярви по причине неисправности пути произошло крушение воинского поезда № 875. Погиб 1 человек, тяжело ранено 8 человек, легко ранено 6 человек. Повреждено 8 вагонов.
Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 821 крушений и аварий[2].
- 3 января на станции Лоухи Кировской железной дороги произошло столкновение поезда № 1201 со стоящим на станции воинским поездом № 1007. Погибло 2 человек, ранено 32 человека, повреждено 2 паровоза и 11 вагонов. Крушение произошло вследствии запущенности стрелочного хозяйства — стрелочница, получив распоряжение от дежурного по станции приготовить маршрут поезда 1201 на 5-й свободный путь вместо этого приготовила его на 4-й путь, занятый поездом 1007.
- 12 января — на станции Вильнюс-пассажирская произошло крушение товарного поезда, шедшего в Тарнополь, № 984 с взрывчатым грузом. Был уничтожен состав поезда, ряд зданий и путь. Погибло 94 человека, ранено 311[10].
1950-е
- август — у станции Токсово (Октябрьская железная дорога) на большой скорости сошёл с рельсов и потерпел крушение шедший в Ленинград пассажирский поезд. Приблизительное число жертв — несколько десятков человек[12].
- 2 июня — крушение на станции Минино (Красноярский край). Грузовой поезд из-за неверного показания светофора врезался в хвост стоящего на станции наливного. Возник пожар, который перекинулся на стоящий рядом пассажирский поезд. Среди погибших около 56 детей из Хакасии.
1960-е
- 9 августа 1960 года на 483 км железной дороги Ленинград-Мурманск вследствие неисправности электрожезловой системы перегона Илемсельга — Кедрозеро и отправлении дежурной по станции Илемсельга поезда на занятый перегон, произошло крушение двух грузовых поездов. Погибли 7 членов паровозных бригад поезда[13].
- 12 июня — в результате халатности дежурного по станции, на 89-м километре однопутного перегона Новинка — Чаща (Ленинградская область) столкнулись пассажирский поезд № 12 «Киев—Ленинград» и грузовой № 2409. Обстоятельства были таковы, что крушения избежать не удалось. Можно было только спасти жизни людей, пожертвовав своими. До последней секунды обе локомотивные бригады оставались в кабинах. Включая 2 локомотивные бригады (4 человека — машинисты С. Кяхерь и Б. М. Бобков, помощники машиниста Ф. К. Бусло и А. С. Суханов) всего погибло 7 человек. На месте трагедии был установлен памятный обелиск[15].
- 9 декабря — крушение грузового наливного поезда у посёлка Кунья в Псковской области. Разлившийся груз (нефть и бензин) вспыхнул, образовав пожар на площади около 8 гектаров. При ликвидации возгорания пострадали несколько десятков пожарных[15].
- 28 августа — в 7 часов 04 минуты близ станции Белые Столбы (Павелецкое направление Московской железной дороги, Московская область) произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с товарным поездом, гружённым углём. Погибло несколько десятков человек.
1970-е
- 23 ноября — крушение на станции Ламенская из-за приёма пассажирского поезда на путь, занятый грузовым составом. В результате столкновения погибли 58 человек, ранены 16[17].
1980-е
- 7 июля — сход с рельсов двух пассажирских вагонов поезда № 550 на станции Бекасово Московской железной дороги из-за перевода под ними стрелки 67/69[16].
- 13 сентября — в 04:27 на ст. Ока локомотивной бригадой депо Москва-пассажирская Курская было допущено крушение пассажирских поездов № 94 сообщением Баку-Москва и № 62 Нальчик-Москва. Бригада поезда № 94 уснула, и неуправляемый поезд, двигаясь по инерции в обратную сторону столкнулся с поездом № 62. Бригада поезда № 62, следовавшая за поездом № 94 предпринимала попытки экстренного торможения, но столкновения избежать не удалось. В результате крушения два пассажирских вагона исключены из парка, списан электровоз ЧС2-724. Разрушена пассажирская платформа. Локомотивная бригада поезда № 62 успела покинуть электровоз. Среди пассажиров были жертвы, и официально их число не уточняется.
- 4 октября — столкновение двух электропоездов на Балтийском вокзале в Таллине, в результате которого погибло 9 человек, ранено 46.
- 16 марта — крушение на станции Медвежья Гора — грузовой поезд № 2015 с тепловозом ТЭ3-6426 без тормозов столкнулся с маневровым тепловозом ТЭМ2-5705 и пассажирским поездом № 50 Ленинград-Мурманск. Причиной крушения явилось необеспечение грузового поезда поезда единым тормозным нажатием, а также действия дежурного по станции, знавшего о проблемах с управлением грузового тепловоза, не приостановившего маневровые работы и прием поезда № 50. Информация о количестве жертв не обнародовалась[20]
- 5 июня — грузовой поезд со скоростью 70 км/ч следовал по Ульяновскому мосту через Волгу, когда в 6-й пролёт на большой скорости врезался пассажирский теплоход «Александр Суворов». В результате столкновения, 11 вагонов гружёных углём, брёвнами и зерном сошли с рельсов, часть груза высыпалась в Волгу и на теплоход[21].
- 26 января — крушение двух грузовых поездов на станции Пады (Юго-Восточная железная дорога) в Пензенской области[22].
- 1 февраля — крушение грузового поезда в Ярославле. В 0 часов 25 минут при следовании поезда № 2502 по нечётному пути перегона Филино-Приволжье, произошёл сход 7 вагонов, в том числе 3 цистерн с гептилом. Причиной схода послужила отвалившаяся буферная тарелка на одной из цистерн, которая упала прямо на рельс. В результате аварии 3 вагона упали с высокой насыпи, среди них цистерны с гептилом, одна из которых от удара разгерметизировалась и на землю вылилось 740 литров токсичного вещества. Возник очаг сильного химического заражения, в районе была объявлена чрезвычайная ситуация. В ликвидации катастрофы было задействовано более 1000 человек, впоследствии 56 из них были госпитализированы с сильными отравлениями[22].
- 4 июня — взрыв в Арзамасе 3 вагонов, перевозивших гексоген, в результате чего погиб 91 человек (официально), а в самом городе многие здания были повреждены или разрушены.
- 16 августа — крушение скоростного поезда № 159 «Аврора» Ленинград — Москва на перегоне Березайка — Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги, в результате чего погиб 31 человек, более 100 были ранены.
- 4 октября — взрыв состава, перевозящего взрывчатые вещества на станции Свердловск-Сортировочный. Погибли 4 человека, множество домов на прилегающей территории были разрушены.
1990-е
- 22 декабря — крушение на станции Ельниково в Белгородской области. По причине халатности электромеханика СЦБ, установившего перемычку на контакты путевого реле, произошло столкновение скорого поезда № 22 с хвостовой частью грузового поезда. Локомотив выбросило на соседний путь, где произошло столкновение со встречным пассажирским поездом № 237. Погибло 10 человек, ранено около 55, перерыв в движении поездов составил более двух суток[23].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Зауэр А. Ф. Происшествия на железных дорогах. их причины и меры предупреждения. — М.: Гострансиздат, 1932. — С. 10—11.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Е. Н. Боравская. Безопасность движения поездов // История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917—1945 гг. — СПб: «Иван Фёдоров», 1997. — Т. 2. — С. 193—198. — ISBN 5-85952-005-0
- ↑ Распоряжение народного комиссара путей сообщения № 6885 от 23 апреля 1925 г.
- ↑ Бюллетень Мурманской железной дороги. 1926. 20 декабря
- Неизвестная железнодорожная катастрофа на станции «Перерва». Проверено 27 сентября 2012.
- ↑ Красная Карелия. 1932. 20 января
- ↑ Известия. 1932. 31 октября
- ↑ Приказ № 83Ц от 19 марта 1935 года «О борьбе с крушениями и авариями»
- ↑ Железнодорожный транспорт в 1934 г. // Материалы по статистике путей сообщения. — М.: Трансжелдориздат, 1936.
- Крушение поезда № 984
- Крушение на станции Дровнино, 06 августа 1952 года // traindisaster.ru (Проверено 20 мая 2009)
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть I.
- ↑ Гришин В. Ф. «Станция у Медвежьей горы» — СПб.:изд. Сергея Ходова, 2011.
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть II.
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть III.
- ↑ Приказы по БД и ОТ (архив). СЦБист. Проверено 26 сентября 2012.
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть IV.
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть V.
- Железнодорожное крушение на станции Купавна — Купавна в WWW
- ↑ «Гудок». 1985. 19 мая; Гришин В. Станция у Медвежьей горы. Спб., 2011, с.80
- Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VI.
- ↑ Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VII.
- Крушение на станции Ельниково — traindisaster.ru
См. также