Загадка

27-09-2023

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Содержание

История

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности . Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, «Объяснение малорусских и сродных народных песен», т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185). По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник). В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник.

У греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадкок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадкок. В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (Москва). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием — малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» (то есть месяц, пасущий звёздное стадо).

Научное собирание народных З. началось с Сахарова (в его «Сказаниях русск. народа», 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок: Г. Илькевич, «Галицкие приповедки и загадки» (В., 1841); А. Сементовский, «Малороссийские и галицкие загадки» (Киев, 1851, и СПб., 1872); Худяков, «Великорусские загадки» (М., 1861); В. Даль, «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,… З., поверий и проч.» (М., 1862, и СПб., 1879); Евлентьев, «Сборник З.» («Псковские губ. ведом.», 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5; преимущественно книжные З.); Номис (М. Т. Симонов), «Украіиньскі приказки, прислівья и таке инше» (СПб., 1864 — до 500 З.); «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Материалы, собранные Чубинским» (т. I, СПб., 1872); Д. Садовников, «Загадки русского народа» (СПб., 1875, 2504 З.); Романов, «Белорусский сборник» (т. I, Киев, 1886), М. Комаров, «Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян» (Од., 1890); П. Шейн, «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. II, СПб., 1893). Загадки, относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в «Харьковском сборнике» (вып. 3, 1889). В Западной Европе первый немецкий сборник загадок вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch’a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. «Recueil des é nigmes de ce temps» (1646), a Ménétrier с оставил «Traité des énigmes» (1 694). Старинные немецкие загадки издал Simrock, «Deutsches Rätselbuch» (3 изд., 1874). Из новейших сборников: Ohnesorg, «Sphinx» (Б., 1833-35) и Hoffmann, «Grosser deutscher Rätselscbatz» (Штутг., 1874). Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли; см., например, якутские загадки о «Верхоянском сборнике» Худякова (Ирк., 1890). Ср. Friedreich, «Geschichte des Rätsels» (Дрезд., 1860).

В Викисловаре есть статья «загадка»

Литература

  • И. Седакова. С. Толстая. Загадка в славянском фольклоре] // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 2. М., 1999, с. 233—237
  • Дёмин Р. Н. Загадка как одна из форм инициации в философское знание //Петербургская школа, № 1. 1998
  • Александров Л. Г. О возможности философско-космологической интерпретации загадок «Чистилища» Данте //Вестник Челябинского

университета. Серия 2. Филология. Челябинск,2000.№ 1.С.183-196.

  • А. Н. Журинский. Загадки народов Востока, М., 2007.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

См. также

Ссылки

  • Энциклопедия загадок и головоломок
  • Собрание детских загадок
  • Авторские загадки

Примечания

Загадка.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47